Значение
Аштанга-виньяса йога — это комплекс последовательно связанных движений, сочетающихся с дыханием и энергетическими упражнениями. Данный вид йоги способствует укреплению тела и духа.
Стиль Аштанга-виньяса включает в себя восемь ступеней классической йоги.
Виньяса, по-простому, связка. Аштанга-йога выступает как динамическая практика, состоящая из поз (асаны) и дыхания (пранаяма).
Как подготовиться к аштанге
Для занятий йогой не обязательно иметь предварительных духовных практик. Но так как аштанга-виньяса – это активные динамические комплексы, то необходимо приобрести хотя бы минимальную физическую подготовку. Следует заранее позаниматься растяжкой, выносливостью и укрепить мышечный корсет. Практические занятия йоги – это выполнение асан, развивающих и укрепляющих мышцы. Только благодаря сильному телу ученик научится фокусировать мысли.
Постигая первую ступень, нужно просто думать о достойном поведении и не совершать в жизни необдуманных поступков.
Новичок научится:
- концентрировать ощущения на точках тела;
- учиться сохранению медитативного состояния;
- контролировать дыхание при выполнении упражнений.
Полезна тренировка в специальном упражнении, основанном на первой ступени аштанга-йоги. Мысленно выбирается объект, концентрируя на нём мысли, и перечисляется вся информация об этом предмете и его характеристика. Размышлять следует так долго, пока не закончится желание. В следующем упражнении, на такое же время, отключить все мысли. Эти простые занятия — хорошая подготовка для освоения последующей ступени — постигать возможности своего тела.
Внимание
Сосредоточение внимания на точках особенно важно при выполнении виньясы. Внимание может концентрироваться на следующих точках: пупок, кончик носа, область межбровья, пальцы рук и ног, ладони, вершина (небо).
Направление внимания на точки способствует наилучшему освоению практики.
Ступень 5.
Пратьяхара
. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54).
Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним. Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе. Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Именно для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени, чтобы внешний мир не беспокоил ни физически, ни ментально. Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.
Кому можно заниматься
Аштанга-йога тяжела в освоении и хорошо подойдёт людям, имеющим хорошую силу, гибкость и выносливость. Нельзя практиковать людям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем позвоночника или суставов.
Начинающим лучше начать освоение аштанга-йоги с комплекса Приветствие солнцу. Этот комплекс существует в двух видах: Сурья намаксар А и Сурья намаскар В. Комплекс А будет легче и как раз с него лучше начать свою практику.
Приветствие солнцу А состоит из двенадцати взаимосвязанных поз. Каждая поза плавно сменяет другую. Обязательно правильно дышать и концентрировать внимание. Перед выполнением ознакомьтесь с фотографиями этого комплекса йоги.
История появления аштанга-йоги
Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.
Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Автор последовательно описал путь, представленный 8 ступенями. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.
За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.
Начало занятий
Облегчить освоение аштанга-йоги вам поможет выполнение нижеуказанных рекомендаций:
- Терпение — основа занятий. В этом виде йоги нельзя перепрыгивать с одного уровня на другой. Необходимо приступать к новому уровню только после полного освоения предыдущего.
- Все упражнения выполняем медленно и не спеша.
- Длительность практики увеличиваем постепенно. Начните с пятнадцати минут в день и плавно доводите время тренировки до полутора часов.
- Важно глубоко и правильно дышать. Обязательно сразу приучайтесь к выполнению асаны параллельно с дыханием.
- Не переоцените себя. Прибавляйте нагрузку постепенно.
- Слушайте своё тело. Боли в позвоночнике и суставах допускать нельзя. Если почувствовали дискомфорт, то обязательно обратите на это внимание. Возможно, что вы неправильно делаете асану. Разберитесь ещё раз в технике выполнения позы, чтобы избежать нежелательных травм.
Ступень 2.
Нияма
— обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.
Шауча
— чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума. Соответственно, для соблюдения шаучи на уровне тела необходимо регулярно совершать омовение, практиковать шаткармы (шесть очистительных действий), употреблять чистую пищу, носить чистую одежду, убирать дом; на уровне речи — не сквернословить, правильно строить свою речь, избавляться от слов-паразитов; на уровне ума — останавливать неудержимый поток мыслей, стараться думать о благостных вещах, контролировать всё, что творится в голове. «Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости» (Сутра 41). Соблюдение данного принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.
Сантоша
— удовлетворённость. Практику необходимо быть удовлетворённым, иначе у него могут образовываться комплексы, различные психические отклонения, депрессии и т.п. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики. Поэтому часто в йогу приходят люди, хорошо реализованные социально, которые уже разочаровались в сансаре (мирской жизни) и понимают, что всё это иллюзия, не приносящая действительного удовлетворения, что истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.
Тапас
— аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43). Данному принципу уделяется крайне большое внимание, так как без аскез продвинуться на пути невозможно. Именно посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится более выносливым и устойчивым в практике.
Свадхьяя
— самопознание, самоосознание, самообразование. Для того, чтобы себя менять и развиваться, нужно понимать, кто мы есть, каков наш нынешний уровень развития, к чему мы идём. Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта. На мой взгляд, наиболее подходящая модель поведения для этого мира выглядит следующим образом: наша вселенная — это школа, наша жизнь — урок, люди вокруг — учителя и мы здесь ученики.
Можно соотнести понятия «самоосознание» и «самообразование» через призму изучения древних текстов. Например, в своих лекциях Андрей Верба часто упоминает о том, что изучая Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, Махабхарату или Рамаяну, можно вспомнить, кто мы есть на самом деле. Дело в том, что события, описанные в названных произведениях, имели место очень и очень давно, задействовано там было очень много живых существ, и, учитывая, что любое живое существо постоянно перевоплощается, велика вероятность, что мы принимали в прошлых воплощениях участие в этих событиях. Например, сидели и слушали Дхарму, проповедуемую Буддой. Таким образом, вспомнив, к чему мы шли все прошлые воплощения и что мы уже знаем (просто подзабыли), не нужно будет тратить уйму времени на получение предыдущего опыта, а можно смело идти дальше, минимизируя ошибки. Другими словами, соблюдение свадхьяи приводит к пониманию собственного предназначения.
Ишвара пранидхана
— подчинение Богу, смирение. На всё воля Бога. Что бы ни происходило, всё происходит именно так как и должно. Иначе, если мы чем-то не довольны, означает, что мы ставим себя на место Бога, считаем, что там наверху ошиблись, то есть тем самым мы позволяем себе усомниться в совершенстве Бога (Высшего разума, Абсолюта). Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для его развития. Поэтому, что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта. Частые неудачи в жизни указывают на непрохождение уроков, говорят о необходимости пересмотреть собственное поведение, образ жизни, мысли и т.п. При этом важно понимать, что ишвара пранидхана не подразумевает перекладывание ответственности за происходящее на Бога. Можно сравнить отношения с Всевышним с отношениями ученика и учителя: учитель даёт ученику задание, но как оно будет выполнено, что из этого урока вынесет ученик и какова будет благодарность ученика к учителю за полученные знания, зависит лишь от ученика, а вот похвала или отправка на доработку зависит от учителя.
Если с последующими шестью ступенями обычно человек знакомится в контексте йоги, то с ямой и ниямой знаком каждый, просто, как правило, в народе они носят иное название: морально-этические нормы, заповеди и т.п. И бОльшую часть мы, так или иначе, соблюдаем, и не от того, что так где-то написано или в противном случае попадём в ад, а от того, что по-другому существовать в этом мире нельзя. Эти правила или обеты являются естественными для человека и, если он их не выполняет, то лишь в силу своего невежества, обусловленного густым налётом морока.
Эффект практики
Регулярная практика аштанга-виньяса йоги способствует избавлению от шести пороков человека: зависти, жадности, лени, гнева, невежества и желания. Разум очищается, тело становится более сильным и выносливым, появляется стабильность в нервной системе.
Йога для похудения в домашних условиях: инструкция для начинающих и самые простые упражнения (140 фото + видео)- Коврик для йоги — как выбрать правильно оптимальный размер и материал для занятий (75 фото + видео)
Йога для ног и ягодиц — лучшие позы и упражнения для похудения и подтяжки мышц (110 фото и видео)
Происходит очищение тела на физическом и энергетическом уровнях.
Развиваются все группы мышц. И посредством силовой йоги можно достичь хорошей физической формы.
Избавляет от стресса и негативных мыслей. Делает человека более спокойным и уравновешенным.
Улучшает работу внутренних органов. Благоприятно воздействует на здоровье позвоночника.
В аштанга-виньяса йоге нет места для слабости и неуверенности. Она предполагает большую тяжелую работу над собой, требующую немалых физических усилий.
Ступень 1.
Яма
— обет по отношению к внешнему миру. Патанджали выделяет пять обетов: ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.
Ахимса
— ненасилие, непричинение вреда. С первого взгляда всё ясно, не убивай, не причиняй вреда, относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Однако на деле оказывается всё не так-то просто. Мы используем кожаные изделия, кто-то до сих пор употребляет животных в пищу, да даже просто, сказав недоброе слово, мы можем причинить непомерное зло. При этом зачастую мы путаем, что есть на самом деле польза, а что есть вред. Порой кажется, что, жалея кого-то, мы проявляем сострадание и милосердие, тем самым не наносим такому человеку вреда. Хотя не исключено, что именно этому человеку нужно жёстко сказать о том, что пора бы прекратить жаловаться и ныть, и начать видеть в проблеме плюсы.
Одним из критериев определения, как же поступать, может служить понимание, к чему приведут ваши слова или действия: к развитию или деградации. Если вы пожалеете, и человек не сделает выводов, и в следующий раз снова придёт, чтобы его выслушали и пожалели, то это деградация. Ахимса нарушена. Если же после выговора человек поймёт, что действительно, чего это он всё ноет и ноет, и возьмет, да и изменит ситуацию, то это развитие. Таким образом, вы помогли и, несмотря на внешнюю грубость, ахимсу не нарушили. К сожалению, в жизни не всё так прямолинейно, и необходимо развивать в себе тонкое восприятие каждой отдельно взятой ситуации. Однако, начинать стремиться к соблюдению данного обета можно с малого, например, стать вегетарианцем, экономить воду, не грубить людям и т.п.
Практиковать ахимсу весьма сложно, но важно понимать, что это в первую очередь стремление к избавлению от враждебности, развитие сострадания и милосердия ко всем живым существам, а также отсутствие злых намерений, то есть каждое действие, слово или мысль должны быть во благо.
Сатья
— правдивость, воздержание ото лжи и самообмана. Говорить правду. Часто задают вопрос: «А как же быть, если приходится выбирать между правдивостью и ахимсой. Например, вы совершенно точно знаете, что, сказав правду, кто-то от этого погибнет?» В этом случае нужно исходить из кармических последствий. За враньё, что называется, во благо, кармические последствия будут не столь долгими и ужасными, сколько за смерть живого существа, поэтому, скорее всего, будет правильнее нарушить сатью, нежели ахимсу. Но, опять же, всё не так однозначно, если нарушив сатью, вы создадите иллюзию на века, следуя которой множество и множество живых существ будет окутываться мороком, то, может, правильнее нарушить ахимсу.
Астея
— честность, неворовство, неприсвоение чужого. Быть честным как с собой, так и с другими. Согласно комментариям к Йога-сутрам Патанджали плодами соблюдения астеи являются ясновидение и интуитивное осознание. То есть это способность видеть вещи как они есть на самом деле. Казалось бы, тоже всё понятно, не воруй, не бери чужого, но, к сожалению, в наше время, пожалуй, все как один не соблюдают этот принцип: цены завышены, налоги платят единицы, да и вообще налоги тоже завышены и куда они в итоге идут — большой вопрос. В обществе паразитов и потребителей крайне сложно разобраться, что есть правда, что есть ложь, где ты честен, а где кормишь демонов. Как раз это результаты повсеместного нарушения сатьи. С одной стороны, можно оправдываться тем, что нас поставили в такие условия, с другой — всё же необходимо максимально стараться не усугублять сложившуюся ситуацию, стараться создавать честное общество, начиная с себя.
Брахмачарья
— чувственное (плотское) воздержание. На мой взгляд, воздержание должно осуществляться также как и шауча (см. ниже) на уровне тела, речи и ума. Брахмачарья — это не просто отказ от физического контакта, а также контроль поведения, речи и мыслей. Это важный аспект практики йоги особенно на начальном этапе. Так как практик, не утвердившийся на пути, если не возьмёт под контроль свою сексуальную энергию, может быстро покончить с йогой и уйти совсем в другом направлении. Другими словами, он будет отвлекаться и постоянно сливать накопленную энергию через нижние центры. За вожделение и похоть отвечает свадхистана чакра — это вторая чакра снизу. Занимаясь йогой, мы неустанно поднимаем уровень энергии и прикладываем максимум усилий для реализации этой энергии на более высоких центрах, но если постоянно её «сливать», то прогресс будет приходить гораздо медленнее, если вообще будет. Согласно Патанджали, утвердившийся в брахмачарье избавляется от страха смерти.
Апариграха
— нестяжательство, ненакопительство, не принятие даров. Здесь имеется в виду, что у йога не должно быть ничего лишнего. Это от части связано с тем, что на поддержание любой вещи, принадлежащей нам, мы тратим свою энергию. Самый яркий пример — машина, вот представьте, что у вас их три. Сколько нужно энергии, чтобы их обслужить, и имеется в виду не только непосредственное участие, возможно, у вас есть личный механик и тому подобное, но и им нужно что-то платить, соответственно работать вам нужно будет больше, чтобы больше зарабатывать. Так и с любой другой вещью. Все окружающие нас вещи существуют за счёт нашей энергии, и не важно — дорогие они или дешёвые, крупные или мелкие. Наверняка, многие отмечали, что стоит выкинуть хлам и на душе как-то легче, именно от того, что уменьшается неконтролируемый отток сил.
Помимо этого, человек, так или иначе, начинает себя отождествлять с окружающей его материей. Могут начать развиваться такие качества, как жадность, эгоизм, привязанность. Все эти качества являются препятствиями на Пути. Йог должен спокойно расставаться как с людьми, так и с вещами, оставлять только самое необходимое.
Используемые материалы
- Статьи о школах «Путь на Запад — современные школы хатха йоги» и «Путь на Запад-2. Современные школы хатха йоги» Илья Журавлёв и Ольга Буланова 2003 год
- Бикрам йога: сайты клубов Бикрам Йоги и статья Татьяна Тураева: «Бикрам йога — берегите сердце!» на сайте www.wildyogi.info
- Интернет источники плакатов Аштанги: Ernest Bisaev
- www.purnavinyasayoga.blogspot.ru
- книга Shandor Remete «Shadow Yoga Chaya Yoga», Adelaide, 2006
Противопоказания к аштанга-йоге
К выполнению сложных упражнений виньясы следует приступать осознанно и осторожно. Нельзя заниматься йогой лицам с больным опорно – двигательным аппаратом и проблемами во внутренних органах. Кроме этого нежелательно выбирать такой стиль не гибким людям. Подвижность отдельных комплексов не рекомендует выполнять их:
- беременным;
- с грыжей межпозвоночных дисков;
- с травмами головы в прошлом;
- с хроническими заболеваниями;
- после операций;
- с повышенной температурой тела и больным, принимающим сильные лекарства.
Подобные занятия совсем запрещены людям с сердечными болезнями, с травмами спины и с другими серьёзными болезнями.