Существует множество ситуаций, когда от скорости реакции зависит жизнь. Реакция – это ответ организма на любой раздражитель, после которого происходит незамедлительное действие по взаимодействию с этим раздражителем (угрозой). Если говорить упрощенно, то упражнения, развивающие реакцию, ставят своей конечной целью научить мозг управлять телом в автоматическом режиме. Для этого необходимы упражнения и определенная психологическая подготовка. Об этом более подробно пойдет речь в статье.
Что такое реакция
Для начала необходимо кратко определить, что подразумевают под этим понятием и что такое скорость реакции. Реакция – это некое механическое действие, вызванное раздражителем определенным образом в автоматическом режиме. Выделяют три вида основных раздражителей: звуковые, зрительные, осязательные. Человек так устроен: на разные сигналы он реагирует с разной скоростью.
Скорость реакции – интервал времени между появлением сигнала и ответным действием на него. Во многом она зависит от наследственности, устройства нервной системы, возраста, пола и других факторов. Не менее важным условием является осознание человеком, в какой конкретно ситуации ему приходится действовать. Ведь теннис, рукопашный бой, киберспорт или управление автомобилем – это разные области человеческой деятельности. А уж потом задаваться вопросом о том, как развить хорошую реакцию в той или иной сфере. Однако существует ряд общих упражнений и рекомендаций, позволяющих повысить внимательность, собранность, общую координацию и взаимодействие мозга с телом, а также другие немаловажные характеристики. Они не только помогут ответить на вопрос о том, как развить реакцию, улучшить самочувствие, но и просто позволят поднять настроение.
Упражнения для реакции
Набор специализированных упражнений, которые используют в тренировках для повышения скорости двигательных реакций, ориентирован на многократное повторение движений, с постепенным переходом от простых заданий к сложным. Для спортсменов, занимающихся единоборствами, основным раздражителем является зрительный сигнал, поэтому внимание уделяется развитию способности быстро реагировать на зрительный раздражитель (сенсомоторная реакция).
Упражнения с теннисным мячом
- Броски мяча в стену и ловля, поочередно, левой и правой рукой, варьируя силу броска.
- Ловля мяча от партнера – стоя спиной, по сигналу, развернуться и поймать мяч.
- Уклоны от мяча, брошенного партнером в голову (варьируется скорость броска и расстояние между партнерами).
- Удары мячом в пол с разной силой отскока и ловля, на месте и в передвижении из боевой стойки.
Упражнения с реакционным мячиком
«Фишка» мячика в непредсказуемости отскока. Отрабатываются варианты его ловли с места и в движении.
Упражнения с мешком-маятником
Небольшой мешочек с песком (до 300 г) крепится к потолку (перекладине) и раскачивается.
- Толчок мешка вперед и отработка уклонов влево/вправо от возвращающегося снаряда.
- Уклон с одновременной имитацией контратаки одиночным ударом.
- Уклон с контратакой из серии ударов.
Работа с мячом
Это самый начальный уровень, предназначенный для улучшения общей координации движений. Для таких занятий нужен только маленький мяч, удобный для обхвата кистью, а также регулярность в выполнении.
Подойдя к стене, необходимо ударять по ней мячом и ловить той же рукой, которой производился бросок. Начинать нужно с сильной руки (ведущей). Это монотонное упражнение рассчитано на 10-15 минут.
Затем выполняют все то же самое, но только другой рукой.
Следующая задача усложняется и вместе с тем становится более интересной. Бросок производится правой рукой, а ловля меча — левой.
Ловкость в спорте и фитнесе
Ловкость — это сложное двигательное качество. Оно интегрирует в себе точность и быстроту движений, скорость реакции, чувство равновесия, гибкость, координацию. Причем не так важно научиться достигать предельных значений этих качеств, как уметь проявлять их дозированно. Иными словами, для успешного решения двигательной задачи нужно уметь в каждый конкретный момент времени развивать движение нужной амплитуды, направленности и силы. Важно научиться точно координировать свои движения, быстро и своевременно переходить от одного движения к другому. В основе этих способностей лежит отлаженная работа нервной системы и мышц.
Хотя ловкость и считается врожденным качеством, это не значит, что она не поддается тренировке. Когда человек развивает быстроту реакции или координацию движений, он тем самым улучшает и ловкость. Ловкость напрямую зависит от опыта. Чем больше разнообразных упражнений на скорость и реакцию выполняет человек, тем богаче становится его двигательный опыт, и тем точнее он может предугадывать развитие событий. Его реакция на внешние стимулы становится очень быстрой. Ловкий человек способен молниеносно прореагировать на изменение обстановки — иногда еще до того, как это изменение произошло.
Ловкость — важное качество для людей, увлекающихся спортом и фитнесом . Чтобы достичь успеха в боксе, гимнастике, единоборствах и игровых видах спорта нужно целенаправленно развивать свою ловкость. Но, с другой стороны, все перечисленные спортивные дисциплины и многие другие виды спорта и фитнеса, сами по себе отлично развивают координацию, точность и быстроту движений. Рассмотрим основные виды физических упражнений, которые применяются для развития ловкости.
Тот, кто хочет усовершенствовать свою ловкость, может воспользоваться следующим комплексом упражнений:
- Одновременное ведение двух мячей (прямолинейное движение, высокий подъем коленей).
- Прыжки через скамью с отбиванием мяча об стену.
- Ведение мяча и выполнение прыжков на месте с поворотом на 90 градусов.
- Кувырки без мяча и с мячом: подбросить мяч, сделать кувырок, поймать мяч.
- Встать лицом к стене, поднять ногу. Бросать мяч о стену и ловить его двумя руками. В процессе выполнения упражнения устремлять взгляд на мяч.
- Пустить мяч катиться по прямой и перепрыгивать чрез него. Прыжки можно совершать как на двух ногах, так и на одной.
- Попеременные прыжки с ноги на ногу: стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлиться на другую ногу.
- Прыжки из стороны в сторону. Поставить стопы вплотную друг к другу, выпрямиться. Держа ноги вместе, в максимально быстром темпе прыгать вправо-влево. Руки опустить вниз или согнуть и держать возле груди.
- Балансировать на одной ноге в течение минуты. Руки раскинуть в стороны. Голову поворачивать вправо-влево. Не задерживать взгляд на окружающих предметах — так легче сохранять равновесие. В дальнейшем, чтобы усложнить задачу, упражняться с закрытыми глазами.
- Подбрасывать теннисный мячик и ловить его. Сначала выполнить серию повторений правой рукой, потом левой. Слегка усложненный вариант: подбрасывать мячик одной рукой, ловить другой.
- Отжимания с хлопком: встать в упор лежа, при подъеме тела мощно оттолкнуться, оторвать руки от пола, хлопнуть в ладоши.
Комплекс упражнений с партнером:
- Сесть на корточки, повернувшись лицом к напарнику. Поднять руки, соединить ладони с ладонями партнера. Резко оттолкнуться друг от друга, сгруппироваться, упасть на спину, сделать кувырок назад. Вернуться в начальную позицию. Повторить несколько раз.
- Передвигаясь на руках, катить перед собой мяч. Ноги удерживает партнер.
- Один человек прыгает, другой вращает у него под ногами вдвое сложенной скакалкой. Вращать скакалку нужно внезапно и с разной скоростью. Можно также прокручивать скакалку над головой, заставляя спортсмена, выполняющего упражнение, не только подпрыгивать, но и пригибаться.
Для развития ловкости больше всего подходят такие виды спорта, как гимнастика, бокс, теннис, футбол, волейбол, баскетбол. Кроме того, полезно кататься на водных лыжах, играть в пинг-понг и бадминтон, заниматься единоборствами. Хорошо развивает ловкость бег с препятствиями, уличный фитнес (воркаут, паркур), катание на обычных и роликовых коньках. Улучшить координацию движений помогают прыжки со скакалкой. Прыжки должны быть разнообразными: на двух ногах, на одной, с перекрещиванием рук, с двойной прокруткой, с вращением скакалки в обратном направлении и т. д.
Координацию движений можно существенно улучшить, занявшись жонглированием. Для развития чувства равновесия рекомендуется ходить по бордюрам, рельсам и бревнам. Ловкость можно развивать даже во время поездок в городском транспорте. Нужно отпустить поручни и постараться удержать равновесие исключительно при помощи ног. Эффективен также фитнес на батуте. Желательно не просто прыгать, а выполнять различные фигуры. Продвигаться нужно от простого к сложному. Вначале можно просто чередовать разные способы падения — на колени, на спину, на живот. Затем освоить простые упражнения: вытягивать ноги вперед и тянуться к носкам, разводить и сводить ноги и т. д. И наконец, нужно научиться делать всевозможные кувырки и сальто.
В плане развития ловкости полезен практически любой вид спорта. Все двигательные навыки, если они как следует отработаны и закреплены, повышают общий уровень ловкости. Но особенно полезно развивать непохожие (разнотипные) двигательные навыки. Для этого нужно практиковать разные виды спорта и периодически обновлять свой комплекс упражнений, применяемый для тренировки ловкости и быстроты реакции.
Упражнения на координацию движений полезны всем, но, в первую очередь, спортсменам, поскольку они развивают ловкость и быстроту, помогают победить в соревнованиях. Тем, кто уверен, что ловкость – это врожденное качество, хочется сказать, что разработаны специальные упражнения, которые помогают совершенствованию и развитию данной способности.
Что подразумевает понятие «ловкость», происходит которое от «ловить» — «лов? Для предков от этого умения зависела добыча достаточного количества пищи, т.е. охота и рыбалка. Под понятием «ловкость» подразумевается комплекс качеств: быстрота реакции, гибкость, подвижность, точность движений, скоординированность. Если они нормально развиты, у организма появляется тонус, не позволяющий застать врасплох в неожиданных ситуациях: турист, перепрыгивая через кустарник вблизи незамеченного ручья, сможет в полете правильно среагировать потому, что у него развита координация движений.
Перед тем, как приступать к тренингу, необходимо оценить с помощью несложных тестов текущий уровень координации, для чего потребуется встать на одну ногу, поднять повыше согнутую вторую. Минуту постояв в таком положении, повторить тренинг для другой ноги. Это поможет понять, на какой ноге выполнять его легче, насколько легко это делать? Повторить предложенный тест с закрытыми глазами, удерживаясь по 30 секунд на каждой ноге. Если сделать тест сложно, значит, необходимы упражнения на развитие координации. Доказано, что в течение жизни лучше удается развить больше одну руку и ногу.
Напарник – половина успеха
Все люди обожают играть. Это прекрасная возможность отточить свои навыки, так как взаимодействие в играх строится на принципах соревнования. Кроме всего прочего, отдавать самому себе различные мысленные команды, а затем выполнять их – занятие нудное, неэффективное. Другое дело, когда это делает компаньон. Его действия предугадать сложно. Да и он будет делать все возможное, чтобы они отличались внезапностью. Поэтому, когда встает вопрос: «Как развить реакцию, используя помощь другого человека?», игровая деятельность, как никакая другая, лучше всего подойдет для этих целей. Она обеспечивает широкий выбор заинтересованных лиц и различных стратегий: от банального «камень – ножницы – бумага» до бросков друг в друга мячом.
Стоит остановиться на ряде четких, действенных рекомендаций, отвечая на вопрос о том, как развить реакцию в домашних условиях. Следует понимать, что тренировку собственного тела необходимо проводить с учетом превалирования определенного раздражителя, например осязательного, и конкретной сферы деятельности. так, упражнения, развивающие теннисиста, мало чем помогут боксеру, а все из-за различности пакетов команд, которые закладываются в подсознание в процессе долгих упорных занятий.
Есть еще один немаловажный фактор. Его мало, кто учитывает, еще меньше людей над ним работают, и, как показывает практика, очень зря. Речь идет о работе тела на «автопилоте» в состоянии стресса.
Как проверить скорость реакции?
Есть масса тестов, при помощи которых можно определить скорость реакции. Есть возможность пройти такие исследования, посетив специального врача — психофизиолога.
Проверить скорость реакции также можно в домашних условиях. Сделать это довольно просто. В сети есть масса сайтов, на которых можно проверить скорость своей реакции. Их можно найти без труда просто введя запрос в поисковике. Для достоверности информации испытуемый должен быть отдохнувшим и выспавшимся. Обычно такие тесты построены на принципе изменения цвета или появления на экране какого-либо знака. Нужно нажать на определённую клавишу как можно быстрее. Программа определит и выдаст количество миллисекунд, за которое мозг реагирует на перемену цвета. Чем меньше цифра, тем лучше реакция. Такие тесты можно использовать не только для определения своих показателей, но и для их улучшения.
Также существует простой тест, известный ещё с советских времён. Для него необходима только линейка (не менее 30 см) и помощник. Испытуемый должен вытянуть руку перед собой ребром ладони вниз. Помощник берёт линейку вертикально за верхний край. Её нулевая отметка находится вровень с нижним краем ладони на расстоянии нескольких сантиметров от неё. Примерно через 5 секунд после того, как сказали: «Внимание!» исследователь отпускает линейку и испытуемый должен её поймать. Чем меньше расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки, тем быстрее скорость реакции.
Воздействие древних инстинктов на скорость реакции
Ряд исследователей в своих работах доказали, что одной из основных эмоционально-поведенческих реакций, напрямую влияющих даже на прекрасно отточенные навыки в стрессовой ситуации, является страх. Этот инстинкт достался человеку в процессе длительной эволюции. Разделяется на два вида: ажитацию и ступор.
Ажитация – это обычное физическое бегство. Одна из стратегий, которую использует человек при реальной или мнимой угрозе. Такая классификация угроз также выбрана неслучайно. Существуют ситуации реальной опасности, когда только бег может спасти жизнь, а есть мнимые (вероятность потерять свой статус, репутацию и т. д.).
Состояние ступора, или, как его еще метко называют, «внутреннее бегство» — совершенно иной защитный механизм. Человек никуда не бежит, но его тело не подчиняется «внутреннему» биокомпьютеру. Не менее древний инстинкт и способ выживания, доставшийся нам от далеких предков. Как считают ученые, способность притвориться мертвым или застыть на месте позволяла выжить при встрече с могучим хищником.
Можно ли с этим что-то сделать и как развить быструю реакцию, которая позволит действовать в экстремальной обстановке? Для этого необходимо рассмотреть некоторые упражнения на различные виды раздражителей. Потому что только проработка всего материала в комплексе позволит достичь неплохих результатов в максимально сжатые сроки.
Отчего зависит скорость реакции?
В первую очередь скорость реакции зависит от быстроты передачи нервных импульсов и особенностей нервной системы. Они индивидуальны и являются врождёнными.
Увеличить эти показатели практически невозможно. Однако при постоянных тренировках скорость реакции можно заметно улучшить.
Также она зависит от таких факторов, как:
- Пола и возраста.
- Состояния центральной нервной системы.
- Силы мышц и скорости их перехода из расслабленного состояния в напряжённое.
- Подвижности суставов.
- Питание, усталость и режим сна.
Кроме этого, немаловажным является и то, занимается ли человек каким-либо видом физической активности. Сюда можно отнести почти все виды спорта, танцы и прочее. При систематических занятиях скорость реакции увеличивается в несколько раз. Это относится не только к физическим показателям также ускоряется работа мозга, человек быстрее соображает и ему меньше времени нужно для принятия решения или обработки информации.
Важность закрепления навыков слуховой реакции
Как развить реакцию и скорость, если основным раздражителем будет выступать некий звуковой сигнал (свист, хлопок, крик и так далее). Для достижения успеха в поисках ответа на этот вопрос важно помнить: закрепляемое движение должно нести определенную смысловую нагрузку. В нем должен присутствовать конечный результат. Тупое перемещение предметов неприемлемо. Оттачивать необходимо какой-то конкретный, жизненно важный навык. Например, быстрое выхватывание оружия из кобуры или газового баллончика из кармана. Именно из кармана, потому что печальный опыт множества жертв различных ограблений, изнасилований подтверждает истину: предмет, который может спасти жизнь, нужно иметь под рукой, а не в сумочке.
Методы развития и улучшения реакции
Не стоит расстраиваться, если после прохождения тестов, полученные результаты не такие, как хотелось бы. Нужно просто знать, как развить реакцию. Существует несколько упражнений и методов для улучшения реакции. При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать и уже после нескольких недель, можно будет заметить значительную разницу.
Одним из самых действенных являются компьютерные игры (шутеры, симуляторы, гонки и т. п.). Несомненно, это отличная новость для геймеров. Однако не стоит злоупотреблять играми, так как ежедневное нахождение перед компьютером больше нескольких часов, наоборот, ухудшает не только скорость реакции и мыслительных процессов, но и состояние организма в целом. Кроме того, это должно быть частью общего комплекса различных упражнений.
Кроме того, как уже упоминалось, спорт благотворно влияет не только на состояние мышц и тела, но и на работу мозга. В боевых искусствах, боксе, теннисе и многих других видах физических занятий особое место выделяется отработке или отбиванию ударов, а также уклонению от них. Без развития скорости реакции просто невозможно заниматься большинством видов спорта.
Со временем организм привыкает к нагрузкам и их приходится увеличивать и усложнять задания. Необходимо также периодически менять темп, интенсивность и периодичность упражнений, чтобы мозг не привыкал к ним, а постоянно перестраивался и развивался. Благодаря тонусу и развитию мышц, а также постоянной практике, скорость реакции и другие показатели будут расти.
Не стоит забывать, что правильное питание, здоровый, полноценный сон и отсутствие вредных привычек тоже положительно влияют на скорость реакции. Иногда после восстановления нормального режима дня мозговая активность заметно улучшается, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на всех характеристиках.
Что важно помнить при отработке навыка
Как развить ловкость и реакцию в максимально сжатые сроки? Первое, на что необходимо обратить внимание – проработка полезных навыков в комплексе различных раздражающих факторов. Сюда входит работа на звук, прикосновение или зрительное обнаружение неприятности.
Полагаться только на одну руку – не вариант. Поэтому предстоит кропотливая работа с участием обеих конечностей. В идеале – достижение результата, когда скорость, грамотность необходимого набора движений не будут зависеть от руки. Движения также должны быть максимально простыми. Именно их простота – залог успеха. Тело само выполняет движение, наиболее подходящее в сложившейся ситуации, с опорой на мышечную память.
Особое внимание необходимо уделить различным условиям (освещение, пространство и т. п). Нельзя ожидать, что в случае необходимости применения навыка условия будут «тепличными». Как правило, все наоборот. Они будут неблагоприятными, опасными. Только самообладание, слаженность позволят достичь успеха. Поэтому учиться применять наработки при любом освещении, окружающем пространстве с учетом воздействия других отвлекающих факторов – это не блажь, а вынужденная необходимость, нацеленная на результат.
Ответная реакция
Вне зависимости от того, какой тип реакции развивается: зрительный, слуховой или осязательный, требуется точно понимать, что выступает ответным рефлексом в ходя занятий, то есть, какое установленное действие. Корректнее тренировать определенный чувствительный рецептор на разного рода активности. Можно развивать действие реакции даже на наиболее нелепые сигналы, но немаловажно в ходе тренировки добиться разнообразия активностей, вы должны использовать максимум мышц.
Подобные действия требуются несложные, а выполнять их важно в одно касание или движение. Эти действия бывают разными, они требуют самых разнообразных усилий: от исполнения команды «ложись» до отжимания или подтягивания. Важно, чтобы данные движения оказались простыми.
Вам важно определить, какую именно реакцию вы развиваете: слуховую, зрительную или осязательную. Все сразу тренировать не получится.
Кроме того, играет роль и смысл упражнения, оно не должно быть лишено этого, т.е. требуется, чтобы оно несло конкретное значение. Иными словами, упражнение должно пригождаться в обычной жизни. Ключевой упор при выборе здесь требуется делать на безопасность и получение различных умений: спортивных, специальных. При этом важно адекватно выбрать раздражитель. К примеру, имитацией выстрела тренируется прыжок вбок, падение, но не бессмыслица.
Требуется тренироваться помалу, начинать с несложных упражнений. Сюда относится «достань явару» или передвижения предметов. Другая отличительная черта процесса заключается в непременном наличии полностью внезапного и никак не контролируемого источника раздражений. Тренировки с приказами себе – бессмысленны и бесполезны, да и быстро наскучивают. Требуются поистине внезапные источники заданий.
Идеальным выбором станет другой человек, то есть напарник или тренер. Участие в упражнениях двух человек сразу вносит в них соревновательный элемент. Каждый пытается выиграть у второго, прикладывает усилия для усложнения задачи противнику. В роли тренера возьмите друга, родственника и т.п. Развить действие реакции мало кто откажется.
Конечно, если вы способны на это, то организуйте сами подобные условия, где много внезапностей. Но теперь рассмотрим некоторые упражнения, что созданы для повышения скорости реакции. Конечно, они не считаются истиной в последней инстанции, а обычным образцом, на базе него вы создадите различные, более уместные, задания.
Работа по звуку
Как следует из названия, разговор пойдет о том, как тренировать реакцию в условиях, где основным раздражителем будет выступать некий сигнал. Вариации могут быть различные, но реалистичные (крик, имитация топота ног). Чем реалистичнее будет проходить тренировка — тем лучше. Загрузка в бессознательную сферу необходимого набора психологических команд уменьшит вероятность того, что в самый неподходящий момент человека охватит паника.
В качестве инструктора/тренера в этой ситуации может выступать любой человек. Главное — чтобы соблюдался эффект неожиданности. По его сигналу необходимо как можно быстрее достать газовый баллончик и быть готовым его применить.
Еще будет полезным научиться перехватывать быстрее какой-нибудь предмет со стола, на полу (вариантов много), чем это сделает соперник.
Сопутствующие упражнения
- Хождение по скамье, рельсам, бревнам и брусьям
- Игры с мячом – самые разнообразные
- Жонглирование двумя предметами (можно и тремя, но это уже дополнительная сноровка)
- по пересеченной местности
- Детские игры, типа «Вышибал»
- Снежки
- Паркур – но осторожно
- Шутеры, гонки и симуляторы на компьютере – но в меру
- Прыжки на батуте: с падением на спину, на колени, на живот и с поворотом на 180 и 360 градусов.
Как правило, реакция зависит от скорости работы мозга: чем быстрее человек воспринимает информацию и думает, тем быстрее он реагирует на окружающий мир и его сюрпризы.
Вот почему развивать реакцию нужно еще и психологическим путем. Здесь будут очень полезны математические вычисления в уме и решение задач на сообразительность, причем на время.
Многие почему-то уверены, что самостоятельно развить хорошую ловкость практически невозможно, так как она дается человеку от природы. Несомненно, этот фактор играет определенную роль, но при правильном подходе ловкость можно усовершенствовать, и в дальнейшем данный навык может помочь достигать хороших результатов практически в любом виде В данной статье мы поговорим о том, что такое ловкость в и как развивать это качество самостоятельно.
Упражнения на осязание
Важность этих базовых навыков заключается в том, что уже произошел контакт в ситуации, где у человека нет визуального контроля над пространством за спиной. Это упражнение позволит развить навык по обеспечению личной безопасности.
Его смысл заключается в том, что, как только напарник совершил неожиданное прикосновение сзади к любой точке тела, обучающийся должен молниеносно дать адекватный ответ. Вариантов несколько. Один из них, пожалуй, самый разумный – отскочить в сторону. Второй — развернуться к условно нападающему уже в боевой стойке. Развернуться по-любому придется – это позволит установить визуальный контроль. Другой вопрос, с каким набором «домашних» заготовок это произойдет. Начинать взаимодействие сразу с членовредительства Уголовный кодекс Российской Федерации не рекомендует. Поэтому следует подходить с умом в выборе наработки необходимого навыка.
Упражнения для развитие точности движений и зрительно-моторных координаций у детей
Экологичное родительство: Когда мы говорим о письме, не оставляет сомнений важность умения совершать точные движения рукой. От точности движений зависит то, насколько разборчивым будет почерк, смогут ли другие (да и сам создатель письма) прочесть написанное. Когда-то в школах специально преподавали каллиграфию, полагая, что это полезно не только для красоты письма, но и для формирования личности ученика.
Развитие точности движений и зрительно-моторных координаций
Однажды к великому мастеру у-шу пришел юноша и стал просить, чтобы тот взял его в свои ученики. Мастер сказал: «Приходи ко мне, когда сможешь поймать палочками для еды летящую муху». Через несколько лет юноша вернулся к мастеру и сообщил, что наконец-то смог это сделать. «Возьмешь ли ты теперь меня к себе в ученики?» — спросил он. «Мне больше нечему тебя учить» — ответил мастер.
Когда мы говорим о письме, не оставляет сомнений важность умения совершать точные движения рукой. От точности движений зависит то, насколько разборчивым будет почерк, смогут ли другие (да и сам создатель письма) прочесть написанное. Когда-то в школах специально преподавали каллиграфию, полагая, что это полезно не только для красоты письма, но и для формирования личности ученика. Ведь для того, чтобы писать каллиграфически, требуется много внимания, терпения и аккуратности. Сейчас, конечно, требования к почерку сильно изменились, в мире поговаривают о том, что письмо от руки – рудимент, который давно пора заменить печатанием на клавиатуре компьютера. И все же…
Точность движения – вещь относительная, в том смысле, что у точного движения всегда есть либо цель (например, когда мы кидаем стрелки в мишень), либо образец (например, когда мы пытаемся повторить чей-то танец), в общем, то, с чем это движение соотносится.
Умение совершать точные движения тесно связано с умением выделять в пространстве специальные ориентиры, «точки отсчета», с умением в нужном месте начать и в нужном месте остановиться.
Для ребенка, учащегося писать, умение ориентироваться на различные точки отсчета очень важно. Ориентирами при письме служат край листа, разлиновка, размер уже написанных букв, расстояние между линейками, наклонные линии и так далее.
Следование внешним ориентирам – важное, но не единственное условие точного движения. Результат графического движения должен соответствовать внутреннему представлению о том, что мы хотели написать. Например, написанная буква должна соответствовать той, что существует в нашем воображении. Это требует определенного уровня развития системы зрительных представлений. Не все детишки 6 лет могут самостоятельно нарисовать ромб, при том, что им вполне удается обвести его по контуру. Совершение точных движений во многом опирается на зрительное восприятие и зрительные представления. Поэтому случается, что проблемы совершения точного движения вторичны и являются результатом недостаточно развитых зрительных функций.
У детей, испытывающих трудности с совершением точных движений, буквы отличаются друг от друга по размеру, выползают за строку, клонятся в разные стороны, письмо получается неаккуратным, неразборчивым. При раскрашивании эти дети часто выскакивают за контур изображения. Интересно, что низкой точностью могут отличаться и движения глаз. В этом случае, при чтении, ребенок будет перескакивать через строчки, пропускать слова, а при письме – терять из виду кончик ручки.
Компенсаторно ребенок будет снижать скорость письма, пытаться подправить или обвести еще раз ту букву, которая вышла некрасиво, многократно возвращаться взглядом в начало строки или слова, чтобы убедиться, что ничего не упустил. Конечно, все это будет не самым лучшим образом сказываться на качестве письма и чтения.
Как развивать точность движения? Предлагаем ряд упражнений, которые помогут ребенку научиться лучше рассчитывать свои усилия:
1. Возьмите колокольчик на небольшой веревочке так, чтобы он мог звенеть от прикосновений к нему. Предложите ребенку указательным пальчиком правой руки попасть по колокольчику, чтобы он зазвенел. Переместите колокольчик в другое место. Попросите его снова ударить по колокольчику. Начинайте выполнять упражнение медленно, чтобы ребенок спокойно успевал за перемещениями колокольчика. Потом начните немного наращивать скорость, до тех пор, пока ему не станет сложно за вами угнаться. Потом предложите ему делать то же самое левой рукой. Попросите теперь дотронуться до колокольчика так, чтобы он не звенел. Это заставит ребенка рассчитывать, когда надо затормозить, что тоже крайне важно для развития точности.
2. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные дорожки. Попросите ребенка быстро карандашом ставить точки по очереди, то на первую, то на вторую дорожку. Цель – поставить за 20 секунд как можно больше точек, ни разу не промахнувшись мимо дорожки. Постепенно ширину дорожек нужно уменьшать. Можно заменить дорожки на круги, нарисовать их не два, а три или четыре, на разном расстоянии друг от друга, чтобы усложнить схему движения.
3. Используйте все игры, требующие попадания в цель. В том числе, дартс, баскетбол, кегли, бадминтон (что, кончено, сложнее, так как цель движется). Важно, чтобы цель можно было достигнуть, двигая определенным образом рукой. С маленькими детьми, или с детьми у которых очень низкая точность движений хорошо использовать мячики разных размеров. Сначала можно катать большой мяч друг другу (постепенно уменьшая диаметр мяча), потом ловить мяч, отскочивший от пола или от стены, или подкидывать и ловить одной рукой маленький каучуковый мячик.
4. Такие виды деятельности как вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бус также подходят для развития возможности попадания в цель.
5. Существует известное выражение «играть в бирюльки», означающее «заниматься чем-либо несерьезно, не на должном уровне». На самом деле игра в бирюльки – дело, требующее большого внимания, осторожности и точности движений. Существуют разные варианты этой игры. Один из них – игра с изогнутыми палочками, которые изображены на рисунке. Палочки кучкой высыпаются на стол. Первый игрок пытается вытащить палочку так, чтобы другие не пошевелились. Если ему это удается, он повторяет ход и так до тех пор, пока получается делать это осторожно. Если палочки шевелятся, в игру вступает следующий участник. У каждой палочки есть своя «цена» — количество очков, которые можно заработать, заполучив ее. Задача игроков – набрать как можно больше очков. Есть японский аналог этой игры – Микадо.
6. Следующий этап – обучение своевременной остановке движения. В этом могут помочь раскрашивание и штриховка. На штриховках также возможно отрабатывать представление о параллельности линий, очень важное для становления почерка.
7. Для письма также важно научиться соблюдать определенную траекторию движения. Для тренировки этого навыка можно использовать следующее упражнение. На листе нужно нарисовать несколько дорожек разной ширины и формы (прямые, кривые, с резкими «поворотами» и т.д.). Ребенка просят «проехать» карандашом по дорожке так, чтобы «не выехать» на обочину. Сделать это надо как можно быстрее. Начинать следует с широких дорожек, постепенно их сужая, чтобы усложнить задание.
8. Для того чтобы ребенок легче справлялся с задачей точного воспроизведения заданного зрительного образа – рисунка или буквы, важно обучить его самостоятельному активному выделению значимых элементов изображения, например, точек поворота или перелома. Такую методику обучения письму с успехом использовали в научной школе Петра Яковлевича Гальперина. Основное ее преимущество заключается в том, что ребенку в руки дается инструмент, ключ к пониманию способа решения целого класса задач. Разобрав написание 1-2 букв этим путем, ребенок оказывается способен к самостоятельному анализу всех букв алфавита.
9. Особое внимание важно уделить обучению ребенка соблюдению пропорций. Тут не помешает линейка или любой другой измеритель (циркуль, например), который можно использовать для самопроверки. Упражнения могут быть следующего характера:
- Нарисуй такой же отрезок, как в образце.
- Раздели отрезок на 2, 3 равные части.
- Найди два одинаковых отрезка из множества нарисованных на листе, отрезок, в 2 раза меньше, чем данный, в 2 раза больший, чем данный и т.д.
10. Весьма удачной, с точки зрения формирования точных движений при письме и, соответственно, красивого и аккуратного почерка, является методика В.А.Илюхиной («Письмо с секретом»). Ключевым моментом этой методики является обучение ребенка следованию определенным пространственным ориентирам, как тем, что заданы разлиновкой тетрадной страницы, так и тем, которые созданы самим учеником в процессе письма. Так, например, ребенок, когда рисует наклонную линию, учится смотреть при этом на предыдущую наклонную линию, чтобы линии получились параллельными. Или же он пробует делить «палочку» на две или равные части, чтобы потом легко находить правильное место соединения двух букв. Это – основные условия метрически выверенного, пропорционального письма.
11. Важными для развития точных движений глаз являются упражнение на прослеживание. Одним из таких упражнений является «рисование» в воздухе знака бесконечности. Ребенка просят вытянуть вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, положить голову на правое плечо, чтобы зафиксировать ее. Дальше ребенок должен из центра медленно рисовать выпрямленной рукой знак бесконечности, следя за кончиком пальца глазами. Так нужно сделать 4-5 раз. Потом можно выполнить упражнение левой рукой.
12. Ну, и самый главный совет – научиться ловить палочками для еды летящую муху!опубликовано
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Как развить зрительную реакцию и скорость
Тут как нельзя лучше подойдут игры знакомые с детства. Например, «камень — ножницы – бумага» или «чет – нечет». Объяснять правила игры про камень и ножницы не стоит. Эта игра знакома с детства, особенно по непередаваемым ощущениям в случае проигрыша. Единственная оговорка и поправка – в самом проведении мероприятия. В обычной дворовой игре все участники одновременно выбрасывают свои «фигуры», а при тренировке реакции инструктору нужно давать обучаемому некоторую фору во времени для принятия правильного решения.
А вот что такое «чет – нечет», стоит объяснить. Здесь распределяются роли: есть ведущий и ведомый. Задача ведущего – выбросить любое произвольное количество пальцев. Например, два – это четное число. Ведомый в свою очередь должен выбросить на пальцах любое нечетное число.
Научно-техническая революция
За последние сто лет люди успели:
- Пересесть с лошадей на автомобили;
- Покорить небо;
- Подняться еще выше и добраться до космоса;
- Перейти от телеграфов к радио, телевидению и интернету;
- Найти и разработать лекарств больше, чем за всю свою предыдущую историю;
- Исследовать Луну и запустить сотни искусственных спутников.
С одной стороны, все происходило постепенно и в течение долгих десятилетий. Но если обернуться назад, оценить темпы и сравнить XX век с любым предыдущим столетием, можно обнаружить слишком много изменений для такого короткого промежутка, с точки зрения истории.
К сожалению, революционных
сдвигов в ближайшее время не намечается по таким причинам:
- Далекие галактики так и останутся далекими;
- Машину времени человечество не изобретет;
- Пришельцев никто не обнаружит;
- Альтернативные источники энергии не найдутся.
Во всяком случае, такое мнение формируется сейчас. Возможно, жители XIX века примерно так же думали о последующем столетии. Ну, что еще может быть нового?
Что такое ловкость
Происхождение слова «ловкость» восходит к слову «лов» – «ловить». Раньше от данного умения зависела способность рыболова или охотника добыть достаточное количество пищи.
Как правило, под ловкостью подразумевается комбинация разных качеств: гибкости, быстроты реакции, подвижности, скоординированости и точности движений.
Если данные качества достаточно развиты, организм приобретает особенный тонус, не позволяя различным неожиданностям застать себя врасплох.
Турист, перепрыгивая через кустарник возле незамеченного вовремя глубокого ручья, уже в полете сумеет среагировать эффективно и правильно.
Как правильно развивать координацию движений
Цель тренировок – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:
- Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
- Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
- Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
- В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
- «Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
- Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
- Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.
Что дает ловкость
Так что же нам дает такое чудесное и малопонятное качество, как ловкость? Исходя из этимологии слова, корнем которого является «лов». Изначально оно применялось по отношению к охотникам, добытчикам. Обозначало проворство, хваткость, подвижность и гибкость тела. Повышение ловкости увеличивает в целом тонус организма, совершенствует его физическую интеллектуальность, придает уверенность в действиях.
Появляется вполне закономерный вопрос: как же нам научиться ловкости и возможно ли это? Безусловно, возможно, несмотря на то, что бытует мнение, будто это качество врожденное и тренировке не подлежит. Что же тогда получается? Ловкость и методика ее развития изучаются на факультетах физической культуры в Университетах зря? Вовсе нет. Благодаря изысканиям теоретиков и практиков в данной сфере, возник целый комплекс упражнений, развивающих ловкость.
Общие упражнения для развития ловкости
- Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
- Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
- Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
- Падение назад и быстрое вставание.
- Падение вперед и быстрое вставание.
- Гимнастическое «колесо» влево и вправо.
- Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
- Стойка на руках.
- Ходьба на руках.
- Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления — немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.
- На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.
- Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов.
Ловкость можно тренировать
, используя элементы других видов спорта — например, водные лыжи или прыжки в воду с 1-3-5-метровой вышки: солдатиком, головой вниз, совершая сальто. Отлично помогает для развития координации, а следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.