Что входит в понятие ловкость?
Под ловкостью следует понимать умение быстро менять положение тела в пространстве с сохранением равновесия. Спортсмены, которые уделяют основное внимание преумножению силы и мощности мускулатуры, испытывают немалые трудности с развитием этого навыка.
Регулярное выполнение упражнений для развития ловкости позволяет оттачивать до совершенства движения, которым сопутствует сложность координации тела в пространстве. Указанный момент требует использования одновременно широкого ряда мышц и моментального срабатывания рефлексов.
Одним из критериев ловкости выступает точность движений. Без доведения параметра до совершенства отмечается неизбежная потеря равновесия. Достигнуть прогресса здесь можно за счет тренировки вестибулярного аппарата, выработки нужных реакций со стороны нервной системы.
Важным моментом в достижении ловкости выступает скорость пространственного изменения позиции тела. Чем быстрее человек группирует конечности в динамике, тем больший эффект имеет расходуемая сила и мощность.
Для чего нужна ловкость?
Вопрос о том, для чего нужна ловкость, может показаться абсурдным, но в действительности мало кто из нас сможет ответить на него правильно. Давайте обратимся к истории происхождения этого слова. Слова «ловкость» и «ловить» не просто являются созвучными – они однокоренные. На заре развития человечества, когда пропитание приходилось добывать тяжким и подчас рискованным путем, удачливых охотников и рыболовов нередко именовали «ловкачами», за непревзойденные физические качества. Со временем так стали называть людей, обладавших молниеносной реакцией: бойцов, акробатов, фокусников и даже воров.
Но вернемся к нашей теме. Так для чего же нужна ловкость? В повседневной жизни умение координировать свои движения буквально помогает нам крепко стоять на ногах: при поездке в общественном транспорте, на льду и во множестве других ситуаций. Кроме того, это незаменимое качество для езды на велосипеде, коньках, роликах, сноуборде или хореографических занятиях.
Хорошая реакция – залог успеха для спортсменов игровых видов спорта. Гибкость, пластичность, умение держать равновесие важны для гимнастов. И даже в силовых видах спорта без этого навыка не обойтись: одно неудачное движение при подъеме большого веса – и серьезная травма обеспечена. Поэтому мышечная координация столь необходима для гармоничного развития тела.
Какие виды спорта обеспечивают развитие ловкости?
Существует широкий ряд спортивных дисциплин, которые способствуют совершенствованию показателей ловкости:
- лыжные гонки, биатлон, сноубординг;
- фигурное катание;
- конькобежный спорт;
- прыжки на батуте;
- синхронное плавание, прыжки в воду;
- велосипедный и мотоциклетный фристайл;
- легкая атлетика;
- командные игры.
Развитие ловкости также достигается за счет занятия многоборьем. Прогресс навыка наблюдается во время выполнения любых упражнений на перекладине. Различного рода прыжки в длину и высоту способны успешно выполнять лишь атлеты, которые умеют изменять позицию тела в пространстве за ограниченный временной промежуток.
Как развивать координационные способности
Зачем развивать?
Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности (КС): умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей – важный компонент хорошего состояния здоровья.
В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик – как качественных, так и количественных. Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие.
Когда развивать?
Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 11–12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей детей. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение детей в возрасте 10–11 лет наиболее тесно переплетается с развитием КС.
Развивать КС необходимо по четырем основным причинам:
- Хорошо развитые КС способствуют успешному освоению физических упражнений.
- Полно сформированные КС – необходимые условия подготовки детей к жизни, труду.
- КС обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей – силы, быстроты, выносливости) детей, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.
- Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития КС, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.
Выделяют пять видов КС:
– кинестетическое дифференцирование; – чувство ритма; – реакция; – равновесие; – ориентировка в пространстве.
Все пять КС необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.
Как развивать?
Упражнения с мячами
Эти упражнения – важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших детей, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и т.д. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от детей младших отрядов развития координационных способностей. Работа с мячами на спортивных занятиях положительно сказывается на развитии КС у детей.
Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с младшего отряда, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На спортивных занятиях можно применять следующие упражнения:
– передача мяча из рук в руки, стоя в шеренге (перед грудью, за спиной); – передача мяча из рук в руки, стоя в колонне (над головой, между ногами); – броски мяча вниз и ловля его двумя руками; – броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, в седе, ноги врозь; – удары мячом в пол двумя руками и одной рукой (спереди, справа, слева) с последующей ловлей двумя руками; – передача и ловля мяча двумя руками снизу от груди, из-за головы, в парах; – подбрасывание правой, левой рукой с последующей ловлей двумя руками; – броски мяча в стену с последующей ловлей двумя руками; – ведение мяча на месте, вокруг туловища, правой, левой рукой в ходьбе и беге; – перебрасывание мяча через сетку; – эстафеты и подвижные игры: «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Игровые единоборства
Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга», а в старших отрядах – все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и др.
Подвижные игры
Развитие КС также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как: «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мяч после поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д.
Спортивные игры
Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров.
Урок волейбола
Верхняя прямая подача
При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования КС:
- Многократное принятие и.п. для верхней подачи мяча, передвигаясь вдоль боковых и лицевых линий.
- Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх с замахом бьющей руки.
- Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).
- Упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один игрок выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет то же задание.
- Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7–9 м, которая должна быть выполнена не ниже линии, проведенной на стене на высоте, соответствующей верхнему краю стенки.
- Подача мяча через стенку с расстояния 7–9 м.
- Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7–9 м от сетки в правую и в левую часть площадки.
Нападающий удар
При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования КС:
- Имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока.
- Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево.
- Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.
- Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.
- Нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.
Спортивное занятие легкой атлетики
На спортивных занятиях по легкой атлетике можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3?10 м, 4?9 м, 6?5 м, 10?10 м, 5?10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.
При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования КС:
- Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.
- Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой; двумя ногами.
- Рывки из разных и.п. (лежа, сидя и т.д.).
- Прыжки в чередовании с бегом.
- Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.
- Бег с преодолением препятствий.
- Бег с перекладыванием различных предметов.
- Эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).
Соревновательно-игровой метод
В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке детей. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Тестирование координационных способностей
На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.
Для определения КС лучше использовать следующие тесты:
– челночный бег 3×10 м; – 3 кувырка вперед; – метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность; – метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь; – ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.
Прыжки на скакалке
Перейдем непосредственно к разговору об упражнениях для развития ловкости, гибкости и координации. Одним из лучших решений для достижения цели выглядят прыжки на скакалке. Вначале принимают вертикальную стойку, совмещая стопы вместе. Подпрыгивают на правой и левой ноге со сменой конечностей. Выполнив серию упражнений, скакалку начинают перекрещивать руками перед собой через один оборот.
Тренировка способствует развитию координации в системе рука-нога-глаз. Улучшается чувство времени и уровень выносливости. Оттачивается ритмичность движений.
Развитие навыка с детства
Чем больше ребенок уделяет времени спортивным развлечениям, например, настольному теннису, акробатике, да и просто активным играм, тем лучше у него развиваются ловкость и координация.
При нормальном состоянии нервной системы и вестибулярного аппарата, ловкость при рождении у разных детей различается незначительно. Но затем, в зависимости от образа жизни, потенциал теряется. В итоге кто-то не может поймать теннисный мячик, брошенный ему с 10 метров, а кто-то попадает с 20 метров баскетбольным мячом в кольцо, стоя к нему спиной. Рассмотрим, почему так получается.
Детский возраст – самое удобное время для закладывания нужных физических характеристик. Мышечная память впитывает все движения как губка, прочно сохраняя их на долгие годы. Затем, по мере взросления ребенка, способность к обучению начинает угасать. Конечно, учиться никогда не поздно. Но в 18–20 лет тренировка какого-либо физического навыка будет уже несколько сложнее, чем в 13–14. А после 30 лет для решения той же самой задачи потребуется еще больше времени и усилий. Точно так же и с координацией. Чем раньше вы начнете над ней работать, тем проще будет добиться результатов.
Балансирование в стойке на одной ноге
В комплекс упражнений для развития ловкости стоит включить балансирование на ноге. Суть тренировки заключается в следующем. Принимают ровную стойку, широко раскинув руки в стороны. Опору выполняют на одну ногу. Вторую конечность слегка сгибают в колене, удерживая на весу. В такой позиции голову наклоняют вправо и влево, вперед-назад. Взгляд стараются не концентрировать на предметах окружения, что облегчает удержание равновесия. Когда упражнение для развития ловкости начнет даваться легко, занятия начинают выполнять с закрытыми глазами.
Простые тесты на координацию
Проведем такой тест: попробуйте вращать кисть по часовой стрелке, а эту же руку в локте против часовой стрелки. Не получается, да? Зато отлично выходит вращать все это в одном направлении. Все потому, что наш координационный центр привык к симметрии, покою, синхронности. Если что-то надо сделать не по привычному сценарию – возникают сложности, ведь мозг и тело этого не умеют, их надо учить. Кстати, это ведь первое упражнение на координацию, по сути, начало ее тренировки.
Еще один тест: встаньте на одну ногу, вторую отведите назад, руки в стороны. Закройте глаза и считайте, сколько вы так простоите. И это тоже упражнение на координацию, которое поможет улучшить ваш баланс и ловкость.
Третий тест: возьмите 2 теннисных мяча (кстати, пусть они у вас лежат дома, иногда бывают полезными) и кидайте их об стену поочередно правой и левой рукой – хорошо получается, да? А теперь встаньте на одну ногу и сделайте то же самое. Сложнее? Есть такой момент. А теперь самое вкусное – прыгайте на одной ноге и продолжайте кидать и ловить мячики. Все, ступор, неразбериха, мячики улетели по углам, а вы, вообще, упали.
Еще есть не один тест на координацию, тут можно придумать все что угодно. Просто прикажите своему телу выполнять нестандартную связку движений. И вы увидите, насколько ваше тело несовершенно в этом плане.
Выпад ногой из боевой стойки
Принимают вертикальное положение тела. Сжатые в кулаки ладони располагают перед собой на уровне груди. Сюда же резким движением подтягивают колено правой ноги. Одновременно выполняют легкий прыжок на опорной конечности. Затем делают смену ног и повторяют вышеуказанные действия.
Подходит упражнение для развития ловкости, чувства равновесия, координации движений. Балансируя на одной конечности, человек учится следить за сохранением центра тяжести.
Ловкость — двигательное качество
Оно включает в себя:
— координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)
— разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
— чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)
Для того, чтобы качественно и эффективно достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.
Кувырки с мячом
Неплохим упражнением для развития ловкости будет такое занятие:
- вооружившись баскетбольным мячом, выполняют проводки, ритмично ударяя снарядом о плоскость;
- сферу надежно обхватывают ладонями и делают кувырок вперед через голову;
- по завершении движения мяч оставляют на земле;
- осуществляют подъем, вновь берут спортивный снаряд и возвращаются к серии проводок.
Чтобы достичь заметного прогресса в тренировке ловкости, следует выполнять указанный цикл движений в течение 2-3 минут за одно занятие.
Упражнения на развитие ловкости и координации
Приведем несколько простых упражнений на развитие ловкости и координации, которые позволят синхронизировать работу ваших мышц, но при этом не отнимут много времени и сил.
Упражнения для укрепления нейромышечной связи
- Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Производим одновременные вращательные движения руками: правой – по часовой стрелке, левой – против. Выполняем 10-15 повторений.
- Усложняем предыдущее упражнение. Вытягиваем одну руку вперед и начинаем описывать ею круги по часовой стрелке. При этом кистью стараемся вращать в противоположном направлении. Задача кажется невыполнимой, но регулярная практика вскоре поможет развеять ваши сомнения. Главное не делать резких движений кистью, иначе можно травмировать связки. Выполняем также 10-15 повторений.
- Вновь вытягиваем обе руки вперед и начинаем одновременно вычерчивать ими в воздухе разные геометрические фигуры. Например, правая рисует квадрат, а левая выписывает окружность и так далее. Через 10-15 повторений поменяйте «рисунок» для каждой руки.
- Еще одно несложное упражнение на развитие ловкости и координации, которым мы любили развлекать себя в детстве: правую ладонь поднимаем и опускаем над головой, слегка касаясь темени, а левой производим вращательные движения в вертикальной плоскости вокруг живота.
Упражнения на развитие координации
- Стойка на одной ноге. Пытаемся удержать равновесие на одной ноге в течение 60 секунд. При этом руки отводим в стороны, а голову поворачиваем влево-вправо. Когда будете достаточно тренированы, упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
- Прыжки на одной ноге. Все просто – подпрыгиваем на одной ноге, а приземляемся на другую. И так в течение 2-3 минут.
- Броски мяча в стойке на одной ноге. Подходим к стене на расстояние вытянутой руки. Стоя на одной ноге, бросаем в нее мяч и ловим на отскоке. При этом все внимание концентрируем только на мяче.
- Ласточка. Балансируем, стоя на одной ноге. Руки разведены в стороны, свободная нога отведена назад до уровня таза. Спину держим прямо, смотрим прямо перед собой. Опорная нога также должна быть прямой. В этом положении стоим не менее 1 минуты, после чего меняем ногу. Можно усложнить упражнение, держа в вытянутых вперед руках небольшой медбол.
- Бег с препятствиями. Если поблизости нет подходящей спортплощадки, можно бегать по пересеченной местности. Например, в лесу, огибая стволы деревьев и перепрыгивая поваленные бревна.
- Ходьба по гимнастическому бревну – простое, но очень эффективное упражнение на развитие ловкости и координации. При желании его можно заменить менее рискованной тренировкой – ходьбой по бордюрам в парке.
- Следующее упражнение можно выполнять буквально на ходу – пока едете в автобусе. Стоя возле поручня, пытайтесь сохранять равновесие на одних лишь ногах.
Упражнения на развитие ловкости и мелкой моторики рук
- Жонглирование. Кого из нас в детстве не восхищало мастерство цирковых жонглеров. Настало время взять кое-что из их арсенала себе на вооружение. Для этого нам не понадобится выписывать замысловатые пируэты с булавами или ворочать пудовые гири. Обойдемся парой теннисных мячей.
- Следующее упражнение выполняется вдвоем. Встаем возле стены и бросаем в нее мяч так, чтобы на отскоке его поймал партнер. Затем напарник повторяет то же самое, а вы ловите.
- Кувырки с ловлей мяча. Этот элемент позаимствован из художественной гимнастики. Высоко подкидываем мяч, выполняем кувырок и ловим снаряд. Усложнить упражнение можно следующим образом: попытайтесь поймать мяч в прыжке после выполнения кувырка.
- Развить молниеносную реакцию помогут также упражнения с баскетбольным мячом. Сначала потренируйтесь просто вести один, затем два мяча, при этом высоко поднимая бедра. Усложните, выполняя прыжки и одновременно ведя мяч. Выполняйте повороты влево-вправо под прямым углом, с одновременным ведением сразу двух мячей. Можно также вести мяч, одновременно перепрыгивая через скамейку в четырех направлениях.
- Отжимания с хлопками. Выполняются они в более быстрой, «взрывной» манере, чем стандартные. В момент разгибания локтей стараемся подбросить тело максимально вверх, чтобы успеть хлопнуть в ладоши и при этом не упасть.
- Ходьба на руках с толканием мяча. Даже в стандартном исполнении это очень сложное упражнение, которое по силам лишь тренированным людям. Если вы пока не готовы к таким испытаниям, прибегните к помощи товарища. Нужно, чтобы напарник держал вас за ноги, а вы шли на руках, толкая перед собой мяч.
- Для развития ловкости и мелкой моторики рук потренируйтесь в простом набивании теннисного мяча, со смещением тела в стороны.
Нужно сказать, что любые игровые виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол и прочие) также способствуют улучшению быстроты реакции.
К выполнению упражнений на развитие ловкости и координации нужно подходить столь же ответственно, как в случае с любой тренировкой: не злоупотреблять временем занятий и устраивать полноценный отдых.
Кувырки вперед-назад
В целях выполнения физического упражнения для развития ловкости, принимают положение тела на корточках. Ладони располагают на полу перед собой. Плотно прижимают подбородок к грудной клетке. Делают плавный кувырок через голову во фронтальном направлении. Упражнение повторяют 10-15 раз. Затем переходят к кувыркам через голову назад.
Тренировка позволяет достигнуть прогресса в развитии общей координации. Оттачиваются навыки, которые могут стать полезными во время падения. Чтобы избежать травматизма, заниматься следует на нетвердой поверхности.
Прыжки с разворотом
Чтобы подготовиться к выполнению упражнения, направленного на развитие ловкости, рисуют на полу круг. Диаметр последнего должен составлять около одного метра. Располагаются в центре фигуры. Резко выпрыгивают вверх, стараясь развернуть тело на 180 гр. Повторяют движение, сделав очередной поворот в обратную сторону.
Достигнув заметного прогресса в выполнении упражнения, последующие прыжки следует делать с разворотом тела на 360о. Тренировку желательно проводить в свободном помещении либо на свежем воздухе. Во время занятия важно не покидать пределы круга.
Как развить ловкость
Ловкость является врожденным качеством, однако при усердных тренировках можно достичь хороших результатов. Ловкий человек, в большинстве случаев, невысокого роста. У таких людей с рождения уже закладывается быстрая реакция и ловкость, нежели у людей выше среднего роста.
Ловкость и координация имеют очень тесную взаимосвязь, поэтому развивая координацию движений, мы тем самым увеличиваем ловкость.
Как развить ловкость с помощью определенных видов спорта? Занимаясь водными лыжами или прыжками с вышки, вы заметно улучшите свои показатели ловкости.
Развитие ловкости происходит также при хождении по брусьям или рельсам.
Ну а если вы не занимаетесь конкретным видом спорта, у вас возникнет вопрос: А как стать ловким, делая упражнения дома или, скажем, на улице?
Вот некоторые упражнения, которые разовьют вашу ловкость. Их можно выполнять одному или с приятелем, дома, на улице или на природе.
1. Вам нужно одновременно вести два мяча по прямой, при этом вы не просто бежите, а высоко поднимаете бедра;
2. Упражнение в паре. Встаньте на расстоянии от партнера 4-5 м, пусть один передает мяч другому ногой, а второй пытается увернуться;
3. Сделайте так, чтобы мяч свободно катился по прямой, вы же в это время на двух или одной ноге перепрыгивайте его. Делайте это с максимальной скоростью;
4. Это упражнение потребует от вас дополнительной тренировки.
Необходимо уметь жонглировать двумя предметами. Вам нужно жонглируя, перемещаться по скамье;
5. Очень полезны упражнения, в которых нужно научиться стоять на руках, а в дальнейшем ходить на руках;
6. Вы прыгаете через скамью и одновременно делаете передачу мяча об стену;
7. Прыгая через гимнастическую скамью, вы одновременно ведете мяч.
Делая данные упражнения регулярно, вы улучшите свои физические способности.
Ловкость – это основа основ, можно даже сказать физический интеллект.
При должном усердии и необходимых знаниях, можно не просто стать быстрее и проворнее, а обрести поистине молниеносную реакцию. В нашей статье мы приведем примеры нескольких простых упражнений на развитие ловкости и координации.
Подбрасывание мяча с закрытыми глазами
В целях развития ловкости полезно регулярно прибегать к следующей тренировке. Выполняют вертикальную стойку. Захватывают ладонью мяч небольшого размера. Закрывают глаза и вытягивают перед собой руку, удерживающую снаряд. Мяч подбрасывают плавным движением в вертикальной плоскости. Не открывая глаза, стараются поймать вскинутый предмет. Выполнять упражнение в ходе тренировки следует до тех пор, пока не будет удаваться каждый раз ловить мяч с первой попытки.
Занятие обеспечивает не только развитие ловкости. Человек обретает пространственное мышление, способность оценивать расстояние до предмета согласно звуку. Одновременно повышается координация за счет необходимости удержания неподвижной вертикальной стойки.
Как оценить степень прогресса в развитии ловкости?
Перед началом очередного занятия стоит воспользоваться несложным тестом. Достаточно встать на одну ногу. Вторую конечность стоит поднять на комфортную высоту. В таком положении следует простоять близко минуты. Во время занятия нужно отмечать, насколько легко удается держать равновесие. Тест рекомендуется повторить с закрытыми глазами. Главной задачей выступает удержание полностью неподвижной стойки на протяжении 30 секунд. Если достижение указанного результата вызывает сложности, нужно продолжать тренировки, направленные на развитие ловкости.
Вестибулярный аппарат
Этот сегмент головного мозга помогает определять нашему телу, где низ, а где верх, где право и где лево. Работает он за счет гидравлического давления на особые рецепторы. Если убрать силу тяжести, вестибулярный аппарат просто потеряется.
Эта часть мозга отвечает за равновесие и ловкость. Для него тоже существует специальная тренировка, которая действительно может помочь вам быстрее приспосабливаться к резким нестандартным движениям.
Тест на вестибулярный аппарат (или на равновесие): встаньте прямо, за счет ног совершите 10 оборотов по часовой стрелке, потом сразу же 10 оборотов против. Резко остановитесь и попробуйте встать на одну ногу. Многие после такого и на двух то устоять вряд ли смогут. Этот тест показывает уровень развития вашего вестибулярного аппарата. Кстати, танцы, акробатика, фигурное катание, занятия на пилоне хорошо помогают его укрепить.
Со временем, если его не тренировать, вестибулярный аппарат деградирует, телу становится сложнее адаптироваться после вращений и резких изменений положения. Может появляться тошнота и головокружение. Кстати, тошнота от воздушных ям в самолете, от резких ускорений – признак ослабленного вестибулярного аппарата.
Хороший способ развить его таков:
- Встаньте прямо, руки вдоль туловища или же скрестите их на груди.
- Сделайте 10 поворотов по часовой стрелке за счет поясницы. То есть, ноги на месте, вращается все, что выше таза. Чем больше амплитуда вращений, тем лучше.
- Резко остановитесь, прислушайтесь к вашим ощущениям. Если появилась тошнота – сделайте еще 10 повторений, но в более медленном темпе.
- Если тошноты нет, сделайте 10 поворотов против часовой стрелки.
- Для первого раза хватит. Повторите на следующий день упражнение, но увеличьте количество вращений в 2 раза.
- Затем включите ритмичную музыку и делайте эти вращения по 10, 20, 30 минут. С одной стороны, будет подкачиваться боковой пресс и низ спины, а с другой – ваш вестибулярный аппарат будет в норме. И еще один бонус – если вы вдруг примите больше алкоголя, чем вам можно и почувствуете так называемые вертолеты, вы уже не побежите в туалет. Тем не менее, пить мы не рекомендуем.
Теперь вы знаете, как укрепить вестибулярный аппарат. Вы уже знаете парочку упражнений на координацию и ловкость, вот еще несколько.