Тяга Ли Хейна
Мистер Олимпия ввел в массы упражнение, развивающее дельты, в особенности задние пучки. Его особенность в том, что тяга штанги выполняется за спиной, а это большинству атлетов сделать очень трудно, и далеко не все его могут прочувствовать. Поэтому техника используется спортсменами редко.
Подробнее об упражнении тяга Ли Хейни →
СПОРТ Топ-10 моих упражнений в тренажерном зале
Жим штанги лежа
«Сколько жмешь лежа?», — классический вопрос во время обсуждения достижений в спортзале, что не удивительно. Одно из базовых упражнений, определяющих общую силу, помимо приседаний со штангой и становой тяги. И это одно из немногих упражнений, что осталось любимым спустя годы тренировок. Правда, сейчас я и не отвечу на упомянутый выше вопрос в традиционной его форме: «Сколько жмешь на раз?». Давно на разы не работаю, в основном придерживаюсь количества повторов в пределах от 8 до 15. Кроме того, классический жим лежа выполняю от силы раз в месяц. В остальное время больше работаю с гантелями и в тренажере Смита под разными углами наклона лавки, в кроссовере и на брусьях. Лично для меня простой жим лежа не очень эффективен, больше работают плечи, чем грудные мышцы. В целом же рабочий вес штанги составляет 100-110 кг на 8-12 раз в 3-4 основных подходах. Тем не менее, это одно из любимых упражнений.
Дам один совет, который мне лично помог немного разгрузить плечи при выполнении жима лежа. Сведите лопатки вместе, тогда плечи будут неподвижными. Кстати, это пауэрлифтерская техника выполнения упражнения, исключая мост. Его я не использую, так как он сокращает амплитуду движения и упрощает выполнение упражнения, а для роста мышц как раз нужна максимальная амплитуда движения. Опять же, многое зависит от строения и того, как крепятся мышцы. То, что хорошо одному человеку, может совсем не подойти другому. Поэтому работа с отягощениями — это индивидуальный спорт, в котором нет универсальных советов. Все нужно пробовать на себе и выбирать наиболее действенные упражнения и принципы.
Стоит так же отметить, что как таковых нелюбимых упражнений у меня нет. Есть просто упражнения, которые необходимо выполнять и которые работают для меня, а есть те, что нравятся больше и выполняются с особым удовольствием.
Жим гантелей лежа
Признаюсь честно, в прошлом грудные мышцы я гантелями вообще практически не нагружал, считая это упражнение бесполезным. Когда начал заниматься с тренером, выполнял его на автомате, мол, надо и надо. Но постепенно начал реально чувствовать работу грудных, причем намного лучше, чем во время жима штанги. Особенно нравятся варианты с разными углами наклона лавки (30°, 45°, иногда вниз головой).
Собственно основной прогресс во внешнем виде грудных (особенно в верхней части, в так называемом «воротничке») случился именно благодаря работе с гантелями. Сюда же добавлю не только жимы, но и разводки гантелей. Причина простая — при жиме гантелей амплитуда больше, плюс руки не зафиксированы, двигаются свободно, и я могу заставить работать именно грудные мышцы, а не дельты, в то время как со штангой они фиксированы в одной плоскости и тут уже ограничением выступает мое строение суставов и особенности крепления мышц.
Сведение рук в кроссовере
Это упражнение не рекомендую новичкам. Им действительно лучше делать упор на базовые движения. Но очень рекомендую продвинутым товарищам, желающим придать определенную форму своим грудным. Сведение рук в кроссовере (движение сверху вниз), подъемы рук (снизу вверх с нижних блоков), сведения лежа — все эти упражнения позволяют отлично подрезать грудные, очертить их и придать атлетическую форму. Важно чувствовать, что вы работаете именно грудными, а не руками или еще чем. В локтях движения нет, используем только грудные, специально стараясь их напрячь. Если под конец выполнения упражнения есть жжение в целевой мышечной группе, значит, все ок — качали грудные, а не непонятно что.
Чем хороша работа в кроссовере в сравнении со штангой или же гантелями, так это тем, что мышцы находятся постоянно в напряжении, в том числе в крайней точке выполнения упражнения, то есть при пиковом сокращении. В свою очередь при жиме лежа или гантелей, когда руки выпрямляются полностью, нагрузка из мышц уходит в суставы. Именно поэтому некоторые атлеты работают не в полную амплитуду и полностью не разгибают руки. Либо, четко контролируя мышцы, напрягают их в верхней точке самостоятельно, но это нелегко, нужна длительная практика. Неполную амплитуду может применить и менее опытный человек, но, как вы понимаете, чем меньше амплитуда, тем хуже для развития целевой мышцы. Задача — максимально растянуть и максимально ее сократить, что невозможно при работе в частичной амплитуде.
Сгибания рук в кроссовере
Почти классическое упражнение на бицепс с тем исключением, что вместо штанги я использую блок. Причина ровно та же, что и в описанных выше упражнениях в кроссовере — постоянная нагрузка на целевую мышцу, в том числе и при пиковом сокращении. Важно в процессе выполнения не шевелить торсом, а работать только руками, чуть выставив локти вперед и зафиксировав их в пространстве.
Также люблю выполнять подъем на бицепс в кроссовере сидя, уперев локти в колени. Своего рода аналог сгибаний рук на скамье Скотта.
Сгибание рук с гантелями хватом «молоток»
Не знаю почему, но просто обожаю данное упражнение, тренирующее брахиалис. Это плечевая мышца, проходящая между бицепсом и трицепсом. Она частично отвечает за пик бицепса, как бы выталкивая его при напряжении руки в согнутом состоянии. Чаще всего делаю его сидя, с упором локтей. Иногда работаю стоя, но в таком случае приходится особенно контролировать локти, чтобы они не двигались.
Разведения гантелей в стороны
Долгое время с тренировкой, а если точнее, то с накачкой дельтовидных мышц была проблема — не росли ни в какую. Правда, из упражнений я для них делал лишь классику, вроде подъема гантелей вверх, «жима Арнольда» или жима штанги вверх сидя и стоя. Видимого результата добился, лишь включив в программу разного рода разведения гантелей в сторону: сидя, стоя, лежа на животе, плюс подъем гантелей вперед. Также добавил и другие упражнения, в том числе подъем штанги или блока перед собой, вращение диска и несколько других. Но больше всего нравятся именно разведения гантелей в стороны.
Стоит отметить, что упражнение достаточно сложное и использовать большой вес при его выполнении не нужно. Важно чувствовать целевую мышцу и напрягать именно дельты, а не спину, руки или еще что. Тянуть вверх необходимо локти, представляя себе, как будто выливаешь воду из двух кувшинов с водой. По описанию вроде бы все просто, но учился чувствовать мышцы при работе с гантелями я несколько месяцев. Самое главное — не гнаться за большими весами, они не нужны в упомянутых упражнениях и могут только навредить, полностью поломав технику выполнения.
Еще одним фактором, который мне лично помог в тренировке дельт (а также рук), стало изменение тренировочного сплита. Раньше он был классическим — три раза в неделю с тренировкой таких групп мышц:
- Ноги и трицепс.
- Спина и плечи.
- Грудь и бицепс.
Как вы понимаете, после тяжелой тренировки ног уже было не до трицепса, силы-то на исходе, и я откровенно халтурил. Аналогично и с тренировкой спины, особенно если были включены тяжелые упражнения, вроде становой тяги. Да и для всесторонней тренировки дельт необходимо прокачивать все три пучка по отдельности (задний, средний и передний). Естественно, сделать это тоже не удавалось.
В итоге добавил еще один тренировочный день и разбросал тренировку плеч на всю неделю. Получился сплит на понедельник, вторник, четверг и пятницу соответственно (остальные дни — отдых):
- Ноги (4–5 упражнений).
- Спина (4 упражнения) и задняя дельта (она работает во всех тяговых упражнениях на спину, так что достаточно только добить ее парой движений).
- Грудные (4 упражнения) и передняя дельта (аналогично — в жимовых упражнениях работает передняя часть дельты, так что под конец достаточно пары движений в 3–4 подходах по 12 раз, чтобы получить хороший эффект).
- Бицепс и трицепс, плюс средняя дельта.
Возможно, кому-то мой опыт будет полезен, плюс не забывайте, что время от времени программу тренировок необходимо менять, удивляя организм, и давая мышцам дополнительный стимул к адаптации и росту. Я лично на зиму думаю сделать специализацию на руки. Хочется «банки» побольше.
Тяга блока к груди
Еще одно технически довольно сложное упражнение. По крайней мере, для меня. Лишь когда начал заниматься с тренером понял, что в прошлом я тянул блок руками, а не спиной. А как понял? Да очень просто: сколько ни делал это упражнение в прошлом, на следующий день или через день болели руки, а не спина. Либо ничего не болело, что случалось чаще. Очень редко бывало, чтобы я почувствовал именно спину. Когда действительно научился работать в нужной амплитуде и тянуть именно спиной, после каждой тренировки крепатура ощущалась там, где надо.
Чтобы выполнять упражнение правильно, нужно стараться тянуть локти вниз, а не сгибать руки в локтях. Представьте, что руки — это лишь крюки, а блок тянут именно локти.
Кстати, к подтягиваниям широким хватом относится то же самое правило — тело поднимаем за счет спины, а не рук. Но если цель — тренировка бицепса, то можно и руками подтягивать себя к турнику, но тогда стоит изменить хват. В случае с блоком лучше работать только спиной. Конкретно для мышц рук это слабая нагрузка, больше попадающая в связки и сухожилия.
Естественно, выполняю на верхнюю и среднюю часть спины и много других упражнений, но больше всего нравятся именно разного рода тяги блоков.
Становая тяга
Вот честно — раньше никогда не любил это упражнение и делал потому что «надо». Но явно что-то шло не очень хорошо, так как частенько после своих геройских наскоков на внушительные для меня веса получал небольшие травмы в поясничном отделе. Обошлось без врачей, но радости такие приключения доставляли мало. Долгое время даже избегал делать становую тягу, виня ее в своих проблемах, а по факту надо было ее правильно делать и не рваться на веса.
В итоге вернулся к этому упражнению, и именно оно помогло решить проблемы с поясницей (частенько ныла), плюс активная тренировка пресса, простая утренняя зарядка для спины и еще одно упражнение о котором ниже.
Грубо говоря, я начал все сначала, то есть с минимальных весов, предварительно научившись технике выполнения упражнения. Важно, чтобы штанга во время всего движения находилась рядом с ногами, плюс, необходимо контролировать поясницу — должен быть прогиб. Ни в коем случае нельзя горбить спину, в таком случае нагрузка ложится прямо на позвоночник, что чревато травмами. Если же отводить штангу от ног вперед, то это тоже создает лишнюю и ненужную нагрузку на поясницу.
Когда начал делать упражнение правильно, смог отлично укрепить мышцы разгибатели спины, плюс перестала ныть поясница. Хотя, тут все повлияло в комплексе, конечно же.
Гиперэкстензии
Это второе упражнение, позволившее хорошо укрепить спину, и которое раньше в силу вечных проблем с поясницей я избегал делать. Опять же, при выполнении важно контролировать поясницу, сгибаться и разгибаться плавно, в верхней точке не выгибаться дугой. В стартовом положении спина полностью ровная, а не выгнутая дугой, вот в такое положение необходимо и возвращаться при разгибании. Ноги при этом должны быть ровными и не сгибаться в коленях.
Делаю гиперэкстензии один-два раза в неделю с весом. Блины держу перед собой на полувытянутых руках, мне так удобнее, чем прижимать их к груди или же располагать на спине. Очень рекомендую это упражнение для укрепления разгибателей спины, а девушкам оно еще и полезно для тренировки ягодиц.
Разгибание ног в тренажере
Приседания я так и не полюбил, да и в целом тренировка нижней части тела — не самое увлекательное для меня занятие, но разгибание ног очень нравится. В основном использую его либо как разогревочное и предварительно утомляющее упражнение перед более тяжелыми движениями, вроде тех же приседаний или жима ногами. Либо в качестве окончательно добивающего четырехглавую мышцу бедра после тяжелой ее тренировки. В обоих случаях эффект получается классный. В первом — упражнение позволяет снизить рабочий вес в сложных упражнениях, без потери их эффективности. Во втором — накачать в мышцу побольше крови и окончательно ее вымотать. Отработать на 110%, так сказать.
В прошлом же именно разгибания ног помогли мне вернуться к активному развитию этих мышц. Когда только начинал заниматься с тренером, как раз схлопотал небольшое растяжение или воспаление связок чуть ниже колена и вообще забросил тренировку ног из-за болей. Но по совету и под присмотром тренера, аккуратное выполнение разгибаний с последующей работой с небольшими весами на ноги позволило решить эту проблему в течение месяца. А ведь до того промучился с ней три или четыре месяца, перепробовав по наставлению врача и всякие мази, и эластичный бинт, и покой, и прочие «припарки».
Так что, если есть неприятные ощущения в коленях при выполнении тяжелых упражнений, то не забывайте о хорошей разминке, а также попробуйте предварительно утомлять ноги разгибаниями. Еще помогают тяжелоатлетические бинты.
Жим Арнольда
Популяризировал технику жима сам Шварценеггер. Упражнение предусматривает акцентирование нагрузки на передних дельтах, которые по мере выполнения жима не расслабляются. Это некий симбиоз жима гантелей и армейского жима, и является самым популярным необычным упражнением на дельты.
Подробнее об упражнении жим Арнольда →
Сгибания Зоттмана
Необычность упражнения с гантелями в том, что сгибание рук происходит при супинации рук (с разворотом), а разгибание выполняется в пронированном положении. Таким образом, включает в себя и сгибание с супинацией, и обратный хват.
Подробнее об упражнении сгибания Зоттмана →
Базовые упражнения на ноги в тренажёрном зале
В тренажёрном зале большое количество спортивного снаряжения, с помощью которого можно хорошо прокачать свои ноги. Обратим внимание на наиболее эффективные снаряды и тренажёры.
Приседания со штангой
Приседания — одно из лучших упражнений для проработки нижней половины тела. При движении со штангой мы качаем мускулы абдоминальной зоны, спины, бёдер и ягодиц.
Прежде чем приступить к приседаниям со штангой, обязательно выполните разминку, а также обычные приседания.
- Кладём штангу на нижнюю часть плеч, кисти выполняют роль фиксатора.
- Располагаем стопы на ширине плеч или чуть шире, носки немного разворачиваем наружу, спину держим прямо, с естественным прогибом в пояснице.
- на вдохе выполняем приседание так, чтобы колени разводились в стороны в тех же направлениях, что смотрят носки, взгляд при этом направлен вперёд.
- Начинаем подниматься, задействуя таз, выпрямляем ноги и весь корпус. Момент наибольшего напряжения сопровождается выдохом.
Выполнение приседаний со штангой
Не стремитесь поднять как можно больший вес, главное в этом упражнении — грамотная техника выполнения.
Видео: Как правильно приседать со штангой
Фронтальные приседания
Приседания со штангой на груди позволяют снять излишнюю нагрузку с позвоночника и, в то же время, качественно проработать низ спины, живот и нижние конечности. Это упражнение помогает накачать следующие мускулы:
- квадрицепсы (на них приходится основная работа)
- мышцы кора
- мышцы абдоминальной зоны
- икроножные
- ягодичные
Выполняется упражнение следующим образом:
- Подходим к силовой раме, регулируем высоту стоек так, чтобы она оказалась на уровне плеч.
- Кладём гриф и нагружаем его.
- Сделав шаг вперёд, заводим плечи под перекладину.
- Скрестив руки, кладём их сверху на гриф. Сняв снаряд со стоек, немного отшагиваем назад.
- Ставим ноги на ширине плеч, немного разводим стопы в стороны, напрягаем мышцы живота.
- Выпрямив спину, упираемся стопами в пол, вдохнув, начинаем плавно и подконтрольно приседать до положения, пока бёдра не окажутся параллельны полу.
- Делаем мощный толчок пятками, выпрямляем ноги и возвращаемся в начальную позицию.
Мышцы, задействованные во время фронтальных приседаний
Благодаря положению штанги упражнение является безопасным для спины и коленных суставов. А ещё такие приседания отлично подойдут тем, кто хочет похудеть.
Видео: Техника выполнения фронтальных приседаний
Качаем четырехглавую мышцу бедра. Жим ногами в тренажёре
При жиме ногами особенно задействованы следующие мышцы:
- квадрицепс (четырехглавая мышца бедра)
- внутренняя и задняя поверхности бедра
- ягодичные
При этом мышцы спины и пресса не участвуют в работе.
Жим ногами отлично подходит для проработки мышечного рельефа ног. И несмотря на то, что многим это упражнение кажется несложным, оно считается одним из самых травмоопасных. Не надо рвать на нём жилы, пытаясь взять максимальный вес. Количество повторений должно быть как минимум 10, а значит, и вес подбирается соответствующий.
- Спину полностью прижимаем к тренажёру, ноги ставим под углом.
- Выводим платформу вверх, полностью выпрямив колени.
- Руками обхватываем ручки тренажёра.
- Делаем вдох и плавно возвращаем платформу вниз, насколько это возможно. Поясница от тренажёра не отрывается. Основной вес платформы приходится на пятки, колени не заваливаются внутрь.
- Сразу же с выдохом выжимаем платформу вверх.
Жим
Не поднимайте платформу до предела и не выпрямляйте полностью колени.
Видео: Выполнение жима ногами в тренажёре
Гакк-приседания — лучшее упражнения, чтобы накачать квадрицепс
Этот вид приседаний не является общеизвестным, но это нисколько не уменьшает его практическую пользу для мышц ног, бёдер и ягодиц. Особенно хорошо гакк-приседания прокачивают квадрицепс, позволяя построить массивную переднюю часть бедра. Упражнение выполняется на специальном тренажёре.
- Подсядьте под тренажёр, расположив плечи под подплечниками и прислонившись спиной к спинке, но оставив естественный лордоз в пояснице.
- Ноги располагаем на ширине плеч посередине платформы. Ступни параллельны друг другу, взгляд перед собой.
- Снимаем удерживающие стопоры, выпрямляем ноги.
- Выполняем вдох и плавно опускаем платформу, сгибая ноги в коленях.
- Присаживаемся чуть ниже параллели с полом.
- Отталкиваемся пятками от платформы и выжимаем вес вверх без резких движений.
- Выпрямляем ноги и возвращаемся в исходное положение.
Техника выполнения гакк-приседаний
Плюсами гакк-приседаний являются безопасность и лёгкость выполнения.
Видео: Гакк-приседания со штангой
Выпады с гантелями в домашних условиях
Ещё одно эффективное упражнение для квадрицепсов и ягодичных мышц — выпады с гантелями. Отличное упражнение для выполнения как в домашних условиях, так и вне дома. Их можно делать как на месте, так и в движении. Во втором случае рабочая нога может шагать вперёд и возвращаться назад (более сложный вариант) или шагать назад и возвращаться вперёд (вариант проще). Также выпады можно делать проходкой, если у вас достаточно места.
- Берём две гантели, встаём прямо, руки с гантелями располагаем по бокам корпуса, смотрим перед собой.
- На вдохе делаем шаг вперёд правой ногой и присаживаемся так, чтобы она была согнута в колене под прямым углом, а голень левой ноги оказалась параллельна полу.
- Фиксируем нижнее положение и на выдохе начинаем выполнять подъём, используя квадрицепс. Не выпрямляем колени до конца.
- На вдохе опускаемся снова так, чтобы голень левой ноги была параллельна полу.
- Выполняем 3 подхода по 10–12 повторений и меняем ногу.
Выпады с гантелями задействуют все главные мышцы ног
Выполнение выпадов с шагом вперёд помогает похудеть, но, в то же время, требует бережного отношения к коленным суставам.
Видео: Техника выполнения выпадов с гантелями
Разгибание ног в тренажёре
Это базовое упражнение не подходит для наращивания массы квадрицепсов, зато оно отлично прорисует их рельеф и форму. Его часто рекомендуют начинающим для подготовки мышц к технически более сложным упражнениям.
- Садимся на тренажёр, прижавшись спиной к спинке и расположив ноги за валиком.
- Берёмся руками за ручки тренажёра.
- Поднимаем носочки вверх.
- Выполняя выдох, разгибаем ноги в коленях.
- Напрягаем квадрицепсы и фиксируемся в таком положении на пару секунд.
- Вдохнув, плавно опускаем ноги, не расслабляя их полностью.
- Выполняем 3 подхода по 15–20 повторений.
Классическое разгибание ног на тренажёре
Упражнение оказывает серьёзное давление на коленные суставы, а потому при его выполнении крайне важной следить за своей техникой и не использовать слишком большой вес.
Видео: Техника выполнения разгибания ног в тренажёре
Сгибание ног в тренажёре лёжа
Сгибания ног в тренажёре лёжа прекрасно подходят для тренировки икр и двуглавой мышцы бедра. Благодаря несложной технике оно рекомендовано как опытным занимающимся, так и новичкам.
- Ложимся на тренажёр лицом вниз, ноги располагаем под валиками.
- Прижимаемся тазом к скамье, берёмся руками за ручки, смотрим в пол.
- Напрягаем мышцы пресса и ягодиц.
- Делаем вдох и на выдохе резко подтягиваем валики, практически касаясь ягодиц.
- Фиксируем такое положение на пару секунд.
- Совершая вдох, медленно опускаем ноги.
- Выполняем 4 подхода по 15 повторений.
Сгибание ног в тренажёре лёжа
Следите за тем, чтобы колени свисали со скамьи, а бёдра от неё не отрывались.
Видео: Сгибание ног в тренажёре лёжа
Становая тяга
Существует несколько разновидностей становой тяги, все они являются отличными упражнениями для тренировки ног. Рассмотрим два вида тяги, которые наиболее сильно влияют на нижнюю часть корпуса.
Становая тяга сумо
Такая тяга позволяет поднимать больший вес по сравнению с классическим упражнением, благодаря чему мышцы ног, особенно приводящие мышцы бедра, здесь задействованы сильнее.
- Ставим ступни на расстоянии примерно две ширины плеч друг от друга.
- Садимся примерно до параллели бёдер с полом, берём штангу, используя верхний средний хват, то есть руки расположены чуть шире плеч.
- Спина прямая, лёгкий естественный прогиб в пояснице.
- Сводим лопатки, грудь выставляем вперёд.
- На выдохе поднимаем штангу, активизируя мышцы ног.
- Выпрямляем спину, фиксируем на пару секунд.
- На вдохе плавно возвращаем штангу на пол.
Становая тяга Сумо
Румынская становая тяга
Этот вид тяги максимально задействует мышцы, выпрямляющие позвоночник, большие ягодичные мышцы и бицепсы бёдер. Помимо работы на силу, она обеспечивает растяжку задней поверхности ног. К этому упражнению желательно переходить при хорошей гибкости и после освоения классической становой тяги.
- Ставим ноги на ширине плеч.
- Берёмся за гриф верхним средним хватом.
- Слегка сгибаем руки в локтях, а ноги в коленях, сводим лопатки, спина при этом остаётся прямой.
- Совершаем движение тазом вперёд, прогибаем спину, отводим ягодицы назад и делаем наклон.
- На выдохе начинаем поднимать штангу за счёт силы бицепсов бёдер, гриф держим максимально близко к ногам.
- Без рывков совершаем подъём штанги до середины бедра.
- Фиксируем такое положение.
- На вдохе опускаем штангу, не сгибая сильно ноги.
Становая тяга на прямых ногах
Подъём на носки в тренажёре
За счёт дополнительного веса простое упражнение превращается в достаточно эффективное.
- Подходим к тренажёру и помещаем плечи под упоры.
- Встаём на край нижней платформы, ноги слегка согнуты в коленях.
- Активируем тренажёр и максимально давим ногами вниз, растягивая икры, спина при этом прямая.
- Делаем выдох и поднимаем пятки, напрягая икроножные мышцы.
- С помощью мышц голени максимально поднимаемся и фиксируемся в таком положении на пару секунд.
- Совершая вдох, медленно возвращаемся в исходное положение.
- Выполняем упражнение в 3 подхода по 15–20 повторений.
Подъём на носки в тренажёре
Мужчине рекомендуется использовать вес в 20–30 кг, для девушек — в 10–20.
Видео: Выполнение подъёма на носки в тренажёре
Турецкий подъем
Данное упражнение родом из гиревого спорта. Его необычная техника заключается в том, что атлет должен встать с пола и вернуться в положение лежа, удерживая гирю прямой рукой вертикально, не меняя траектории. Подъем развивает большинство мышц тела.
Подробнее об упражнении турецкий подъем гири →
Базовые
Толчок Т-грифа от груди
Не обязательно применять рукоять, как на картинке. Можно просто удерживать гриф обеими руками.
Краткая техника: при толчке напрягайте именно грудные мышцы, а не плечи и трицепсы. Для этого нужно при толчке Т-грифа немного отклониться корпусом назад (как на картинке). При опускании на грудь – прийти в исходное положение.
Также возможен вариант толчка Т-грифа одной рукой
(для одностороннего тренинга).
Техника аналогична упражнению с двумя руками: при жиме отклоняемся чуть назад, при расслаблении принимаем исходную позицию.
Жим блина лёжа или жим Свенда
Удерживаем именно так, как показано на картинке (большие пальцы можно вставить в отверстия, чтобы не уронить диск). Такое положение ладоней позволяет чуточку больше нагрузить грудные мышцы.
Краткая техника: опускать до грудной впадины (низ груди), поднимать чуть по диагонали (руки не строго вертикально над плечевыми суставами, а смотрят вверх-вперёд, т.е. блин над грудью находится).
Возможно выполнение с гантелей
Жим блина (диска) стоя.
Упражнение можно выполнять двумя способами: А). Жмём строго горизонтально (как изображено); Б). Жмём 1 раз чуть вверх по диагонали, 1 раз горизонтально, 1 раз чуть вниз по диагонали.
Вторая вариация сложнее. Актуально её применение после того, как первая перестаёт работать. В целом упражнение позволяет проработать внутренние части грудных мышц.
Краткая техника: выпрямляя руки с диском перед собой, напрягайте специально грудные мышцы (как будто хотите сдавить их); возвращая диск к грудине, разводите локти шире (не держите возле туловища!).
Жим штанги лёжа на полу.
Видел не раз такое упражнение у Сухарева Андрея — «Животного из Иркутска». Применяется для прокачки груди и преодоления «мёртвой точки» в верхней фазе (своеобразный аналог дожимов, только с чуть более лёгкими весами). Пол не позволяет опустить штангу на грудь (локти ниже пола), из-за чего амплитуда движения сокращена и можно сделать большее число повторений. Больше повторений – это миофибриллярная гипертрофия мышц.
Краткая техника: ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Выжать штангу до выпрямления рук (почти полного), согнуть их, коснувшись локтевыми суставами пола (но не ставьте локти на пол!).
Разведение ног в тренажере стоя
Тот случай, когда упражнение появилось при выполнении техники с помощью тренажера не по назначению. При наличии специального сидения, которое предусмотрено для удобства и стабилизации туловища и таза, упражнение выполняется без соприкосновения таза с сидением.
Разведение ног в тренажере →
Бесплатный фрагмент — 100 идей для необычных домашних заданий по физкультуре
Введение
Многие уже привыкли, что домашних заданий по физкультуре не задают, разве что в дневниках обычно записывают: «Принести форму», не более того. Изредка только ребят просят написать реферат или что-то подобное. Но почему бы не пополнить знания учеников, затронув с ними как можно больше разнообразных и необычных тем, связанных с физкультурой и спортом? Это вполне возможно. Данное пособие даст вам целых 100 идей таких необычных домашних заданий. Что и в каком классе лучше давать — тут уж решать вам. Многие задания можно упростить или усложнить в зависимости от того, насколько вы решите углубиться в тему. Соответственно, попроще задачи будут у малышей и посложнее — у старшеклассников.
Сразу стоит уточнить, что если мы говорим, например, о подготовке рассказа, то это может быть как сдача письменной работы, так и устный отчет. И, конечно же, понятно, что мы не можем слушать рассказы всех учеников, поэтому такого типа задания можно давать индивидуально. Тогда на каждый урок такое сообщение будет готовить один выбранный ученик. Так постепенно все ребята по кругу и пройдут, попробовав свои силы в подготовке рассказа. Или же можно выделить часть урока, чтобы все ребята коротко поделились тем, что они подготовили. Всё зависит от того, как обычно строятся уроки, сколько времени ребята тратят на то или иное действие, сколько человек в классе, насколько они организованны.
В каждом классе могут быть свои нюансы, поэтому перед тем, как давать домашнее задание, продумайте, как вы будете проверять его выполнение и как оценивать. Все эти условия нужно заранее обговаривать с ребятами.
А теперь пора приступать к делу! Знакомьтесь с предложенными идеями, смотрите, что может понравиться вашим подопечным, что вызовет у них интерес, а что пока лучше оставить на будущее. И не бойтесь придумывать что-то свое! Никто не знает ваш класс лучше, чем вы сами!
Варианты домашних заданий
1. Рассказать о выбранном или заданном виде спорта
Задается определенный вид спорта, по которому и нужно подготовить рассказ. Какого типа он будет, зависит от класса и подготовки учеников. В начальной школе это могут быть общие слова. Например, «в футбол играют мячом», «задача — забить его в ворота», и так далее. В средней и старшей школе это уже могут быть более серьезные и развернутые сообщения — история появления, нюансы игры и т. п.
Если мы проходим в это время определенный вид спорта, то лучше про него и поговорить. Если хочется поднять общие темы — дайте самим ребятам выбрать, о каком виде спорта написать. Скажем, если скоро будут Олимпийские игры, то можно поговорить о летних или зимних видах спорта. Проходит чемпионат мира по хоккею — пусть расскажут о данном виде спорта и т. п.
2. Рассказать о выбранном спортсмене
Подготовить рассказ о выбранном спортсмене. Желательно, чтобы ребята рассказывали не просто о спортсмене, но еще и почему они выбрали именно его/ее, чем их привлек именно этот человек. Рассказ должен быть кратким, но информативным, чтобы каждый получил полное представление о том, о ком идет речь.
3. Расскажите дома правила игры
На уроках мы разучиваем правила разных подвижных и спортивных игр. Когда проходим новую игру, можно дать задание ученикам рассказать дома правила игры, и пусть домашние оценят, насколько они поняли эти правила, насколько разобрались. Только не пугайте ни родителей, ни детей оценкой, пусть это будет на интерес. Родители ставят оценку от 1 до 5. А затем интересно и весело будет сравнить, кто и что получил. Соответственно — кто и как справился с заданием. Желательно только родителей предупредить, чтобы они честно судили и не боялись за своих детей. Поэтому сразу поясняем, что ни плохая, ни хорошая оценка в журнал не пойдет (разве только если задание совсем не будет выполнено). Это задание дается для того, чтобы проверить, как ребенок понял правила и как может их объяснить, а не для того, чтобы поставить плохую оценку.
4. Подготовить план на подвижную или спортивную игру
Когда новая игра освоена, можно дать задание команде или отдельным ученикам подготовить определенный план на игру. Например, разучили игру «Хвостики» — вариант командной игры. Пусть ребята в команде продумают и опишут план на следующую игру. Что можно придумать для того, чтобы победить, как распределить обязанности, кому и как действовать и т. п. То есть нужно досконально проработать правила игры, сделать выводы и использовать все сильные стороны своих игроков. На следующем занятии эти планы можно проверить на практике. В конце урока совместным решением команды можно решить, какую оценку поставить ученику, планировавшему действия. Если план готовился всей командой, то оценку всей команде ставят соперники. Получается, что соперники будут оценивать друг друга. Или же решение выносит учитель как главный судья.
5. Придумать новые правила для известных подвижных игр
На уроках физкультуры часто применяются подвижные игры. Обычно ребята любят играть и легко запоминают правила. Так пусть они теперь попробуют сами придумать, как можно привычные правила видоизменить или переделать, чтобы разнообразить игры. Вариантов может быть множество. На следующем уроке варианты новых правил можно будет опробовать и выбрать тот, который понравится всем больше остальных. Или же посмотреть, кто сумеет придумать наибольшее количество разных вариантов.
Игр на уроках в школе используется большое количество, так что выбор будет большой. Кроме того, можно дать ребятам подумать и над спортивными играми: что можно было бы придумать, чтобы сделать определенный вид спорта более привлекательным и зрелищным.
6. Придумать обманные движения
Такое задание лучше давать ребятам, когда на уроке проходили пасы или упражнения с мячом. В данном случае нужно придумать индивидуальные действия по обману противника. То есть задача сделать какое-то хитрое движение или ряд движений, чтобы запутать противника и не дать ему мяч или проскочить мимо него и т. п. Каждое придуманное обманное действие нужно записать и быть готовым показать на практике. Чем больше таких движений будет придумано, тем лучше. Но в то же время лучше качественно проработать одно-два, чем поверхностно десяток.
7. Придумать комбинацию для игры или упражнения
Такое задание дается на двойку-тройку-четверку игроков. Задача ребят — продумать какую-нибудь комбинацию, чтобы обыграть одного-двух соперников. Интересно попросить ребят, чтобы они расчертили действия игроков, и затем учитель смог бы по этим планам посмотреть, что было запланировано и как было реализовано. Можно продумать несколько комбинаций, а не одну.
Если говорить об упражнениях, то здесь уже задача несколько иная: нужно продумать, какие упражнения можно провести в двойках-тройках-четверках с мячом. Такое задание проверить легче. Ребята по очереди будут показывать, что у них получилось придумать. Затем обсуждаем, какие упражнения можно считать самыми полезными и интересными, если исходить из того, какая тема проходится в данный момент. В дальнейшем самые оптимальные упражнения можно продолжать проводить на последующих уроках.
8. Нарисуем физкультуру
Здесь может быть несколько вариантов. Например, даем задание: «Нарисуйте физкультуру». Пусть ребята сами решат, что нарисовать. По рисунку потом можно будет судить, что ребятам лучше запомнилось, с чем они ассоциируют физкультуру, и т. п. Другой вариант, когда дается конкретное задание, что нужно нарисовать: конкретный вид спорта, движение, упражнение, инвентарь и т. п. Сложность того, что нужно нарисовать, зависит от того, с каким классом проводится занятие. В начальной школе можно нарисовать что-то попроще, в средней и старшей посложнее. Если же занятие проводится в художественной школе, то ребятам можно и посложнее задачу дать — нарисовать всё более детально, да еще и со спортсменами или учениками.
9. Просмотр соревнований
Такое задание лучше всего давать тогда, когда проходят какие-то важные матчи, большие соревнования — Олимпиада, Чемпионат мира и т. п. Задача ребят — посмотреть как можно больше репортажей, а затем составить отчет о просмотренном событии. Сложность отчета будет зависеть от класса. Ребята в начальной школе просто могут сказать, что смотрели: какие виды спорта, кто участвовал, кто победил и т. п. А вот старшие ребята вполне могут сделать отчет поподробнее: кто играл, какая тактика была использована, кто судил, насколько удачным было судейство, сколько было зрителей… В общем, чем больше получится отметить деталей, тем лучше. Можно даже провести своеобразное дополнительное соревнование — кто из ребят сумеет больше всех отметить различных деталей.
10. Запомни и нарисуй флаг
На этот раз задача — посмотреть соревнования и запомнить флаг какой-нибудь страны (лучше два-три). Также можно эти флаги зарисовать. Таким образом ребята познакомятся с флагами других стран, проявят свою наблюдательность. А если они еще и выбирать будут подольше, то много разных флагов посмотрят и какие-нибудь наверняка запомнят. Затем на уроке можно будет показать ученикам картинки с разными флагами и попросить узнать, какой флаг какой стране принадлежит.
11. Запомнить гимн
Тот же вариант, что и с флагом, но теперь задача ребят — запомнить гимн какой-либо страны. Конечно, тут выбор будет уже не так богат. Гимны чаще всего играют на международных матчах или же когда поднимают флаги победителей. Впрочем, можно дать ребятам задание самим найти гимн понравившейся страны. Понятно, что напеть гимн не каждый сможет (если, конечно, у нас не музыкальная школа), но попробовать отстучать нужный ритм — вполне. Кроме того, можно узнать название гимна и общие слова (не обязательно учить гимн полностью, надо просто понять основное содержание).
12. Подобрать виды спорта по определенному признаку
Задача — подобрать как можно больше видов спорта с мячом, сеткой, клюшкой, лыжами, без всяких предметов, с использованием специальной техники для передвижения, связанных с водой, с участием животных и т. п. Подобрать командные или индивидуальные виды спорта, и так далее. То есть задаем признак, а ребята пускай ищут/вспоминают и записывают. Чем длиннее получится список, тем лучше.
13. Подготовить инвентарь для игр
Когда на занятии разучиваются правила подвижной игры, в которой присутствует определенный инвентарь, можно дать ребятам задание дома самим подготовить этот инвентарь к данной игре. Например, мешочки или мягкие мячики для метания, головные повязки или головные уборы в виде кошки, собаки, гусей и т. п., в зависимости от игры, красные и синие носы (для игры «Два мороза»). Собрать шишки, желуди, орехи для одноименной игры. Сделать хвостик, который можно прятать за резинку штанов. Вариантов может быть большое количество, но в основном, конечно же, это будет задание для начальной школы.
14. Подготовить гимнастическую комбинацию
На уроке изучаются разные элементы из акробатики и спортивной гимнастики. Чтобы в конечном итоге проверить, как ребята с ними справляются, лучше всего подходят гимнастические комбинации (или композиции, как иногда их еще называют). Задача будет состоять в том, чтобы не просто собрать элементы в одну кучу, а сделать так, чтобы элементы шли логично, друг за другом, с красивыми переходами. В конечном итоге можно оценить выполнение элементов отдельно, а логичность построения комбинации отдельно.
Перед тем, как давать такое задание, ребята нужно ознакомить в общих чертах с тем, как вообще должны составляться комбинации — как логично перейти от кувырка вперед к мостику и т. п.
Комбинации могут оцениваться самим учителем или же всем классом. То есть класс смотрит и ставит оценку за саму комбинацию, а учитель оценивает правильность выполнения элементов.
Комбинации можно составлять для вольных упражнений (на гимнастических матах), упражнений на перекладине, кольцах, гимнастическом бревне, брусьях и т. п.
15. Сделать фотографии
Такое домашнее задание лучше всего задавать на каникулы. Пусть ребята постараются сделать разные фотографии, посвященные своему активному отдыху. Что может быть на фото: катание на велосипеде, водных лыжах, игра в футбол, волейбол, просто прогулки по лесу, игры на улице и т. п. После каникул можно собраться и сделать фотовыставку, чтобы все посмотрели, чем можно заниматься на каникулах и как нужно отдыхать.
16. Упражнения для домашних питомцев
Придумать, какие упражнения можно дать своим домашним питомцам. Конечно, это будут теоретические упражнения — не стоит мучить дома животных, экспериментируя над ними. Разве что в дальнейшем, после разбора придуманных упражнений, можно решить, стоит ли давать такие упражнения или нет. То есть задача ребят — логически продумать, какие упражнения можно провести с питомцем и как всё это можно было бы организовать. Если у ученика нет домашнего питомца, пусть он сам выберет любого и придумает, чем с ним можно позаниматься.
17. Учимся задерживать дыхание
Для плавания и просто для себя тренируемся задерживать дыхание на максимально возможное время. Сначала пусть ученики попробуют определить свой максимум, а затем им дается неделя-месяц на подготовку. По окончании времени тренировок пускай ребята снова попробуют проверить, что у них получится. Сумеют они превзойти свой первоначальный результат или нет? Выполнение этого задания удобно проверять только в том случае, если занятия у нас проходят в бассейне, когда ребята могут нырнуть и держаться под водой. Без воды довольно трудно отследить, кто еще держится, задержав дыхание, а кто уже начинает слегка вдыхать.
18. Запомнить временной промежуток (временные отрезки)
Есть такое упражнение — запоминание временных отрезков. Учитель дает команду: «Внимание! Марш!» и отсчитывает 15–20 секунд. Ребята стараются этот промежуток запомнить. Только не отсчитывают вслух, а каждый сам решает, как это сделать: может мысленно считая или каким-то другим способом. Затем, когда один раз попробовали запомнить, снова дается команда: «Внимание! Марш!», но теперь ребята сами стараются отсчитать нужный отрезок времени. Когда кто-то из учеников считает, что время истекло, он поднимает руку или делает шаг вперед. Учитель смотрит, кто отсчитает точнее остальных.
Это упражнение лучше проводить с закрытыми глазами, чтобы ребята не ориентировались друг на друга. В дальнейшем можно проводить упражнение в ходьбе или даже выполняя какое-нибудь простое дополнительное задание — поднимая руки вверх, делая ими круговые движения и т. п.
Когда упражнение разучено, ребятам дается задание на дом потренироваться запомнить определенный промежуток времени — 15, 20, 25 секунд. Затем на следующем уроке можно будет проверить, кто точнее сумеет продемонстрировать то, чему научился дома. Теперь уже упражнение проводится без повторения. Сразу дается команда, и дети сами отсчитывают нужное время.
Со старшими ребятами можно пробовать запоминать большие промежутки, даже 20–30 минут. Например, занятие начинается, а когда пройдет 20 минут, ребята должны об этом сказать. Каждый говорит, когда считает нужным, учитель записывает или запоминает, а когда все выскажут свое мнение, тогда уже и подводит итог, кто оказался точнее.
В начале лучше запоминать ровные промежутки шагом в пять секунд, в дальнейшем лучше давать неровные числа — 17, 19, 23 секунды и т. п.
19. Подготовить викторину
Это задание можно дать не одному ребенку, а группе детей. Ребята готовят интересные вопросы, связанные с определенным видом спорта, с физкультурой, с Олимпийским движением, может быть, даже с прошедшими уроками физкультуры — темы могут быть любые. Викторина проводится в течение всего урока. То есть дается небольшая пауза после очередного задания, один из готовившихся выходит и задает один-три вопроса. Ребята поднимают руки и отвечают (вызывают отвечать тех, кто поднял руку быстрее, или же тех, кого еще не спрашивали). Тот, кто правильно ответил, получает одно очко или дополнительный балл, который затем приплюсуется к финальной оценке.
И так каждую паузу. Сколько всего подготовить вопросов, нужно решить самому учителю. Важно, чтобы их было достаточно и в то же время чтобы на них не ушло слишком много времени урока. Лучше, если вопросов будет больше, тогда их можно будет оставить на следующий урок.
20. Подготовить лото
Немного другой вариант — это подготовить лото. Также группа ребят готовит лото, в которое затем можно будет поиграть на уроке.
Давайте разберемся, что для такого лото нужно.
Первое — надо подготовить карточки, разбитые на 6—8 квадратиков. На каждой карточке 3—4 квадратика заполнены — можно поставить номера или написать названия видов спорта.
Второе — подготовить бумажки с номерами и названиями видов спорта (можно использовать и рисунки, их изображающие).
Третье — монетки или кругляшки, чтобы закрывать цифры в карточках.
Ребята получают одну-две карточки. Проводящий (оптимально — двое) начинает по очереди доставать бумажки с номерами и названиями видов спорта и громко называть их. Действуют по очереди, чтобы всё происходило как можно быстрее. Кто закроет свою карточку, поднимает руку вверх и сообщает об этом словом «закончил». Первый закончивший получает один балл.
За урок можно провести игру два-три раза. Причем тот, кто уже выиграл один раз, далее не участвует, давая возможность победить остальным.
21. Подготовить видеозагадку
Чтобы представить, что нужно сделать, можно вспомнить передачу «Что? Где? Когда?», в которой кто-то из зрителей задает видеовопрос. В нашем случае задача ребенка — придумать и подготовить вопрос, связанный с физической культурой или спортом, записать его на видео или же продемонстрировать (как для записи) вживую. Весь класс (как знатоки из телеигры) совещается и дает ответ. Если разбить ребят на группы-команды, то лучше, чтобы каждая группа дала свой ответ. Если класс отгадывает загадку, то все получают одну четвертую балла (всего за урок можно дать четыре вопроса, тогда если отгадать все, можно будет получить дополнительный балл, если не все, то плюсик к полученной оценке). Если же класс не отгадывает, задающий получает плюс один балл (при условии, что судья-учитель сочтет, что вопрос хороший и действительно был связан с физической культурой и спортом или заданной темой).
Чтобы каждый попробовал себя в роли задающего вопрос, задание лучше давать несколько уроков подряд, но каждый раз для разных ребят.
22. Подготовить мультик
Речь идет о том, чтобы ребята с помощью компьютерных программ либо даже с помощью обычных рисунков сделали мультфильм, посвященный физической культуре и спорту. Тему выбирает сам учитель, или это право дается ученику. Такой мультфильм можно сделать даже с помощью телефонов, на которых стоят хорошие камеры. Достаточно будет делать рисунки и снимать их, собирая в мультфильм.
Длину мультфильма оговаривают заранее, но это не обязательно. Пусть каждый ребенок сам выберет, что и как сделать. Мультик может быть любой — просто правильный разбег (показ техники выполнения), прыжок, эпизод игры, удар по воротам или даже более длинная сценка. Полная свобода творчества на заданную тему.
23. Спросить у родителей, что они изучали на уроках физкультуры
Поспрашивать родителей и узнать у них, что они в свое время проходили на уроках физкультуры в школе: какие упражнения делали, какая форма преподавания была, какие умения и навыки изучали, в какие игры играли, сколько было учеников в классах, разделяли ли мальчиков и девочек, в чем занимались и т. п. Пусть ребята попробуют узнать как можно больше. Это будет поучительно и интересно.
24. Подготовить зарядку/разминку
Задача — подготовить полную разминку или зарядку к следующему занятию. Ученик, который получает такое задание, должен знать, к какому уроку готовится, то есть он будет подбирать разминочные упражнения, подходящие под содержание этого урока. Ему нужно записать — или даже зарисовать — упражнения, которые он подберет. Каждый получает такое задание на свой урок. На каждый урок один ученик назначается основным проводящим, двое запасными. То есть если основной заболеет или не придет по другой причине (или не будет готов), его должен заменить один из запасных. Ученик, который не сумел вовремя провести свою зарядку/разминку (из-за неподготовленности, а не по другой причине), в следующий раз, когда все же подготовится, получает оценку на один балл ниже.
Учитель оценивает конспект (в младших классах не стоит строго судить форму записи или рисунки), уверенность и четкость проведения, подбор упражнений. В начальной школе можно дать провести всего несколько упражнений (3–5), а в средней или старшей ребята уже должны уметь проводить полноценную разминку.
25. Подготовить специальные или подготовительные упражнения
В средней и старшей школе ребятам можно дать задание придумать специальные подготовительные упражнения для разучивания каких-либо новых упражнений или элементов. То есть, например, на следующем занятии будет разучиваться подъем разгибом на перекладине. Пусть ребята подумают и найдут те упражнения, которые помогут ученикам подготовиться. Чем больше они сумеют придумать или подобрать, тем лучше. Это задание могут выполнять сразу несколько учеников или даже весь класс. На уроке всем вместе можно будет обсудить подобранные упражнения и выбрать те, которые покажутся наиболее подходящими.
Такое задание поможет ребятам научиться продумывать и представлять новые варианты упражнений и элементов, а также предполагать, как можно к ним подготовиться.
26. Подготовить урок
Это задание уже для старших классов. Теперь ученик получает план на урок и должен по нему подготовиться целиком и полностью — это и разминка, и основная часть, и заключительная. То есть всё в полной мере без всяких скидок. Всё должно быть рассчитано по времени и по количеству упражнений. Учитель, конечно же, в случае необходимости помогает и поддерживает ученика, но в целом тот все же сам должен провести целый урок. Если у нас разделяются юноши и девушки, то кто-то из девушек готовит свое занятие, а кто-то из юношей — свое.
27. Девушки готовят занятие для юношей, юноши для девушек
Зашагивание на скамью с выпадом назад
Еще один вариант, который включает в себя два в одном – зашагивание на возвышенность и выпад назад. Упражнение можно встретить нечасто, зато оно может служить отличным вариантом для повышения выносливости и похудения.
Подробнее об упражнении выпады назад →
Упражнения с TRX
Практически любое упражнение с петлями уже является непростым и редким. Не могу выделить конкретную технику, которая будет выделяться из списка доступных упражнений с trx. И планки, и отжимания, и подтягивания, сгибание и разгибание – уже являются неповторимой техникой привычных для нас упражнений в зале.
Подробнее о TRX петлях →